Владимир Гольдшмидт
«Времена не выбирают,
В них живут и избирают»
(Подправленный А. Кушнер)
«Никогда столько не лгут, как …. до выборов»
(О. Бисмарк)
Вспоминаю, что когда еще в СССР у моего приятеля просили дать закурить, он открывал портсигар, в котором была одна папироска, и говорил:
— Выбирай.
— А что выбирать, папироса-то одна.
— Но когда ты идешь на выборы, там же тоже одна партия.
Действительно, не было нужды думать за кого голосовать, результат был известен заранее. Единственной целью посещения избирательного участка был буфет, где можно было, выстояв очередь, большую, чем к избирательным урнам, приобрести дефицитную копченую колбасу, конфеты, сладкие сырки и прочие «деликатесы».
Другое дело в Израиле, когда в «выборном» меню партий больше, чем было дефицита в упомянутых выше буфетах, целых 34. Ну и кому же отдать свой голос, о котором вспоминают и цена которого так возрастает в предвыборный период. В другое время твой голос, если ты в беде и тебе нужна помощь, равен «гласу вопиющего в пустыне», что очень близко к нашим средиземноморским реалиям.
Одна партия во главу угла ставит тотальную безопасность и денонсацию «ословских» соглашений, другая — гражданские права, социальную защиту и резкое улучшение социальных условий жизни, третья — гражданские браки, ограничение религиозного засилья и одинаковые права и обязанности для всех, четвертая — два государства для двух народов (а второй народ это кто?), пятая …, шестая …, седьмая… . Ну, и за кого же голосовать, если во-первых, народу нужно все это вместе и сразу, а, во — вторых, все это, в основном, не более, чем безответственная риторика и предвыборные лозунги, которые никто и не думает выполнять, о чем свидетельствует весь предыдущий предвыборно — послевыборный жизненный опыт.
Все знают, что партии врут, самое интересное, что они и сами это прекрасно знают, но желание проскочить в Кнессет сильнее правды.
В связи с «все это вместе и сразу», возникает вопрос, нужны ли этнические секторальные партии, обещающие решать тот более или менее полный комплекс проблем, который интересует конкретную общину. По этому поводу существует широкий спектр мнений, от «да» до «нет».
Если говорить конкретно о русскоязычной общине, то скорее «да», чем «нет» (хотя многими, полагающими, что русскоязычные репатрианты полностью влились в израильское общество, такая позиция не поддерживается), поскольку ни у одной общины в Израиле, нет такого количества нерешенных проблем, включая гражданские права, жилье, работу, статус, уважение и многое другое, сколько у русскоязычных репатриантов. Особенно этот вопрос заострился после объединения, хоть и временного, партии НДИ («Наш дом Израиль»), в какой то мере считающейся «русской», с «не очень русской» партией Ликуд в единый предвыборный блок «Наш дом Ликуд» (Ликуд + НДИ).
Безусловно, есть внешние и внутренние проблемы общегосударственные, судьбоносные, касающиеся всего населения, такие как во-ен-но-по-ли-ти-че-ские, со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ские, соотношения ре-ли-гии и го-су-дар-ства, которые должны решаться крупными исторически сложившимися общеизраильскими партиями, а есть проблемы специфические, касающиеся отдельных общин. Конечно же, не может служить положительным примером секторальная партия восточных ультраортодоксов — ШАС, с ее средневековой идеологией, которая все же решает проблемы только и исключительно своего электората, зачастую используя запрещенные, а то и незаконные приемы.
Появление новой «русской» партии «Исраэлим» («Израильтяне»), возглавляемой бывшим ведущим русскоязычного Девятого канала израильского телевидения Д. Коном, с ее лозунгом «Мы не позволим превратить нашу общину в обслуживающий персонал для всей страны», судя по опросам, была относительно благоприятно воспринята на «русской» улице как возможная замена НДИ, и с неудовольствием в самой НДИ. Действительно, новая «русская» партия может «оттянуть» часть голосов от блока «Наш дом Ликуд». Тем не менее, такая партия была бы важна для последующей за выборами социальной, да и политической ориентации Израиля, посколькурусскоязычная община обладает мощным электоральным потенциалом, почти в четверть мандатов израильского Кнессета.
К сожалению, этот потенциал еще ни разу не использовался в полную силу по нескольким причинам. Русскоязычная община разобщена и, поэтому, во-первых, часть избирателей голосует не за «русскую» партию, а за тех, кто преподнесет свои предвыборные обещания в более красивой обертке, предпочитая тактические, сиюминутные решения стратегическим, а во-вторых, многие вообще не идут голосовать, ошибочно полагая, что все равно ничего не изменится. Изменяется, еще как изменяется. Поддержав в 90-ые годылевые партии, «русские» помогли появиться на свет договору «Осло», гибельные последствия которого привели страну к ее нынешнему сложнейшему положению.
Я уж не говорю о пороках израильской выборной системы. Электорат, народ-избиратель не знает, за какие конкретно личности он голосует, опуская в урну бюллетень за некоторую партию, предвыборная программа которой ему больше понравилась, хотя он прекрасно понимает, что эта программа, как впрочем, и любая другая предвыборная программа, никогда не будет выполнена.
Тем не менее, во-первых, русскоязычной общине нужно обязательно голосовать, а, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, и т. д., перед голосованием следует хорошо подумать за кого отдать свой голос. Нужно понимать, что если новая «русская» партия даже пройдет в Кнессет, но будет иметь мало мандатов, то она ничего не сможет решить, ничего не сможет сделать для своей общины в сложнейшейклоаке израильских властных структур, тем более, при отсутствии политического опыта и четкой программы.
Опубликованная программа этой партии, включающая проблемы людей пожилых, среднего возраста и молодежи, отражает многие их насущные проблемы, но опыт предыдущих «русских» партий в прошлые годы, предлагающих решение почти аналогичных проблем, переходящих из программы в программу, показал, что почти ничего решить не удалось из-за небольшого числа «русских» депутатов.Остались вопросы социального жилья, гражданских браков, гражданских свобод по субботам, увеличения пособий по старости, одинаковых прав и обязанностей для всех слоев населения и пр. и пр. За двадцать с лишним лет с начала большой алии практически ничего не сдвинулось с места, все негативное как было, так и осталось, несмотря на неоднократные громогласные заявления заинтересованных политиков о положительном решении многих проблем. Наглядным примером очередного очковтирательства, было недавнее интервью премьер-министра 9-му каналу израильского TV.
Что касается крупных партий правого лагеря, в победе которых также должна быть заинтересована «русская» улица, то объединение Ликуда с партией НДИ в единый предвыборный блок, как видно из опросов, уменьшает суммарное количество мандатов. По-видимому, многие из «русского» электората НДИ неохотно будут голосовать за объединенный список, не желая поддерживать Ликуд, полагая, что там сильна религиозная составляющая, сомнительна микроэкономическая политика, ведущая к усилению дороговизны жизни и обнищанию народа, нерешительность в решении призыва в армию молодых ортодоксов и вообще в решении многих проблем в части гражданских свобод и др. Постоянный же электорат Ликуда с небольшим желанием поддержит партию НДИ, полагая, что она слишком «русская», ашкеназская, в то время как в Ликуде, сильны сефардские настроения.
Я не думаю, что термины «правые» или «левые», что-то объясняют людям не очень интересующимся политикой. «Правые» и «левые» впервые появились в период Великой Французской революции во французском Национальном Собрании, в зависимости от того, как их представители там сидели и какие идеи поддерживали. После целого ряда трансформаций этих понятий, в наши дни, с некоторой натяжкой, можно предположить, что «правые» — это реалисты-прагматики, а левые — фантазеры-лгуны. Поэтому, я полагаю, что интересы русскоязычного электората, если и могут колебаться, то с не очень большой амплитудой, между партиями «Наш дом Ликуд» (Ликуд + НДИ) и «Исраэлим» (Израильтяне).
Чтобы поддержать достойных людей в достойных партийных списках, если вы считаете, что они есть, необходимо всем идти на выборы, а не оставаться, как многие это делают дома, чтобы поддерживать только свои штаны.
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Д. Нейтан).