Недельная глава Торы «Ваера»
«И узнают египтяне, что Я — Б-г, когда наложу руку Мою на Египет и выведу сынов Израиля из среды их» (7:5).
В Торе нет ничего случайного и произвольного. Мидраши и другие источники находят объяснение каждой из десяти казней, которыми Египет был наказан в этом и следующем разделах, и сообщают нам, почему казни следуют друг за другом именно в том порядке, который установил Всевышний. В большинстве случаев казни соответствовали принципу «мера за меру», либо за ними скрывалась важная символика.
Кровь. Вода превратилась в кровь в наказание фараону, во-первых, за хвастовство. Фараон говорил: «Река [Нил] — моя, и я сам создал ее». И, во-вторых, за то, что он топил в Ниле еврейских младенцев. Кроме того, рыба сдохла в реке в отместку за попрание благословения, которое праотец Яаков дал перед смертью сыновьям Йосефа Эфраиму и Менаше: «Да размножатся они на земле, словно рыбы» (Берешит, 48:16).
Лягушки. Так фараон был наказан за отрицание Б-га, когда он сказал Моше и Аарону: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его и отпустил Израиль? Не знаю я Б-га, и Израиль тоже не отпущу!» (Шмот, 5:2). Лягушки не только «знали» Б-га, но и, как объясняют мудрецы Талмуда, жертвовали собой во время казни ради исполнения Его воли: бросались в горящие печи. Лягушки пришли из Нила, обожествленного египтянами, показав тем самым им и всем другим язычникам, кто в действительности управляет миром, кто истинный Б-г.
Вши. Это наказание соответствовало принципу «мера за меру». Египтяне эксплуатировали многих евреев на сельскохозяйственных работах. Поэтому Б-г произвел вшей из праха земли, чтобы покарать ими угнетателей.
Дикие звери. Эта казнь постигла египтян за угнетение еврейских женщин, которые сравниваются с животными в предыдущем разделе. Когда фараон упрекнул повитух в невыполнении его приказа убивать еврейских мальчиков при рождении, те ответили: «Ведь еврейки не похожи на египтянок, они — как животные: прежде чем к ним придет повитуха, они рожают» (1:19).
Падеж скота. Сыновья Яакова были скотоводами, когда пришли в Египет. Египтяне закабалили их каторжной работой, лишив возможности ухаживать за своими отарами и стадами. В отместку за эту жестокость Б-г наслал мор на египетских лошадей, ослов, верблюдов, коров и овец.
Нарывы. Египтяне мешали евреям вести нормальную семейную жизнь, отделив мужчин от женщин. За это Б-г покарал египтян нарывами, которые мешают супружеской близости. Точно так же были наказаны царь филистимлян Авимелех и его подданные в книге «Берешит» за то, что Авимелех забрал Сару у Авраама, пытаясь склонить ее к сожительству.
Град с громом. В оригинале «гром» передан словом «колот», что означает в дословном переводе «голоса». Фараон отрицал всесилие Творца: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его?» За то, что фараон не стал слушать голоса Б-га, он был наказан тем, что этот голос, да не один, а множество голосов настигли его во время убийственного града, как сказано в книге «Теиллим» («Псалмы»): «Голос Г-спода над водами… Громовой голос Б-га высекает языки пламени» (псалом 29). Град, как известно, состоял из застывшей в лед воды и огня, полыхавшего внутри каждой градины.
Саранча. В этой казни скрывается важный символизм. Фараон сказал египтянам: «Пен ирбэ» — давайте ухитримся действовать против еврейского народа, чтобы он не умножился. Но Б-г ответил: «Кэн ирбэ» — он умножится. За то, что фараон мешал численному росту евреев, Б-г послал ему саранчу — «арбе», показав тем самым, что сыны Израиля будут размножаться быстро, как саранча, невзирая на попытки египетских антисемитов остановить этот процесс.
Тьма. Мера за меру: издав приказ об уничтожении новорожденных еврейских мальчиков, фараон вынудил еврейских родителей прятать своих детей, держать во тьме. Теперь фараон и его опричники сами оказались в потемках.
Казнь первенцев. Тоже мера за меру. Фараон хотел уничтожить еврейский народ, «первенца» Всевышнего (как Тора называет евреев), и за это египтяне потеряли всех своих первенцев, от сына фараона, готовившегося вступить на престол, до первенцев из скота.
Знай, что ты в галуте
«И выведу Я вас из-под ига египтян…» (6:6).
Для угнетенного человека самое главное — понять, что его угнетают, и что страдания и рабство не являются нормальным, естественным состоянием. Именно эта мысль скрыта в приведенном стихе.
Первым шагом на пути сынов Израиля к свободе стало осознание, что они находятся в рабстве, и стремление к освобождению. В предыдущем разделе «Шмот» описано, как это произошло: «И было в течение всего этого времени: умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили — и вознесся этот вопль от работы их к Г-споду» (2:23).
Пока евреи трудились без отдыха, они не задумывались о своей тяжкой доле; у них не было ни времени, ни сил анализировать ситуацию. Но когда умер фараон, возникла короткая передышка, во время которой они поняли, в каком отчаянно унизительном положении они находятся, и дали волю своим чувствам — «возопили» к Б-гу. Так начался процесс их освобождения. Не случайно сразу вслед за этим Б-г открылся Моше, будущему освободителю евреев, у горящего куста.