Экономика принципиально отлична от всех остальных наук невозможностью проверки ее теорий. Что преодолело Великую депрессию в США — Новый курс Рузвельта или военные заказы времен Второй мировой? Годы клинтоновского правления обязаны своим временным благополучием его экономической политике или мыльному пузырю стремительно возникавших в те годы и вскоре лопавшихся интернетных компаний? Обама утверждает, что, если бы не его политика, экономика была бы сегодня в еще худшем положении. Так ли это? Проверить невозможно — нет повторяемости эксперимента. Во вчерашний день не вернешься.
Поэтому не странно, что две конкурирующие в современном цивилизованном мире экономические теории исповедуют прямо противоположные идеи.
Первая теория — это кейнсианство, связанное с воззрениями англичанина Д.М. Кейнса (1883–1946) и предполагающее решающую роль государства в регулировании экономических процессов. Крайнее выражение ее — центральное планирование в СССР. Не случайно Д.М. Кейнс относился с большим интересом к советскому экономическому эксперименту, посетил СССР, и даже имел, вроде, беседу со Сталиным.
В США Новый курс Ф.Д. Рузвельта был основан на идеях кейнсианства.
Второй подход основан на работах венской школы фон Мизеса и фон Хаека и чикагской школы Милтона Фридмана. Главный посыл этих экономистов заключается в нежелательности государственного вмешательства в экономику. Рональд Рейган был сторонником такой концепции.
Обама является последователем кейнсианского подхода. Свое президентство он начал пакетом государственного стимулирования экономики в 838 миллиардов долларов. Оценка результатов экономической политики Обамы разнится в зависимости от выбранных критериев. В ноябре безработица в США снизилась с 7,9% до 7,7%. Мнения экспертов: «Приятный сюрприз» (Дж. Бернстин), «Аварийное состояние занятости позади» (Ф. Салмон), «Какой еще финансовый обрыв? Нет свидетельств в цифрах занятости» (С. Гандел). Но обозреватель «Форбса» Л. Вудхилл в статье от 10 декабря объясняет снижение безработицы тем, что, по данным BLS, 5,4 миллиона американцев, отчаявшись, оставили поиски работы и не учитываются статистикой. Реальная безработица, он считает, сейчас на 1,3% выше, чем 3,5 года назад, «когда началось обамовское так называемое экономическое восстановление».
Вудхилл сравнивает изменение «отношения занятости», получаемого делением числа работающих на число населения работоспособного возраста, к концу первого срока президентства Рейгана — оно выросло тогда на 0,9%, с изменением этого показателя за время президентства Обамы — оно упало на 2,3%, и находит такое падение беспрецедентным.
Впрочем, Вудхилл считает, что «медленный рост экономики и высокая безработица стали новой нормой в США. Как рыба не знает, что она мокрая, так многие экономические аналитики забыли, как должно выглядеть экономическое восстановление». Комментируя драконовские правила, устанавливаемые администрацией Обамы на инвестиции, и повышение налогов на богатых, Вудхилл поясняет: «Инвестиции, необходимые для трансформации застойного рынка труда, могут прийти только от людей, владеющих деньгами и демонстрировавших умение управлять инвестициями. Другими словами — от ненавидимого и поносимого «одного процента».
Вывод Вудхилла звучит так: «Американцев ожидают годы экономической стагнации, а также годы притворства, будто в конце туннеля виден свет. Не удивляйтесь, если ваши дети, окончив колледж, поселятся опять с вами и будут убивать время, играя в компьютерные игры».
Тут Вудхилл затронул важную тему: молодежь и реформы Обамы — «обамунизм», как он это назвал. Р. Самуэльсон в «Вашингтон Пост» 10 декабря пишет, что 41% среди нуждающихся в работе (9,5 миллионов) — люди не старше тридцати лет. Среди работоспособного населения США они составляют только 27%. 20% молодых не имеют нормальной работы. В этой возрастной группе также снизились зарплаты. Так почему молодые на последних выборах голосовали за Обаму, то есть за «обамунизм»?
Похоже, на наших глазах происходит глобальное изменение Америки. По мере отвержения молодежью традиционной для страны протестантской идеологии — американизма, теряет значение протестантская трудовая этика (термин М. Вебера), определяющая экономический успех как добродетель. Достаточно массовое движение «Захватчиков Уолл-стрит» и единодушная поддержка молодежью на выборах «обамунизма» показали, что новое поколение в Америке склоняется от американизма к идеям перераспределения богатства и «социальной справедливости». Конечно, на практике до сих пор в странах, где народ выбирал «справедливость» — те или иные формы социализма, — все начинали жить беднее. Но, во-первых, предыдущие неудачи логически не доказывают, что неудачами будут и последующие попытки. И, во-вторых, кто сказал, что качество жизни определяется только материальным уровнем? Осознание, что другие живут не лучше тебя, может быть, более важная составляющая счастья. На это указывает ненависть «новых американцев» к «одному проценту» наиболее успешных.
Конечно, вы можете утверждать, что социализм, когда государство заботится о «социальной справедливости», о выравнивании уровня жизни его граждан за счет объективного обеднения всех своих граждан, — это справедливость дураков. Но дураки — это значительная часть населения, и как избиратели имеют полное право определять, какой экономической системе будет следовать их общество.
И так как все предыдущие неудачи разнообразных социализмов логически не доказывают неизбежной неудачи последующих, дураки продолжают надеяться, что на этот раз перераспределение не приведет к всеобщему обеднению.
2 thoughts on “Справедливость дураков”
Comments are closed.
Нам, видимо, не понять логики особой человеческой расы — политиков. У них совершенно другая логика:
1. Они рассуждают в других категориях, они плевать хотели на кейнсианство, Милтона Фридмана и все экономические модели, если они идут вразрез с их политическими интересами.
2. Их часы показывают другое время: Их не интересуют фазы развития экономики, их внимание сосредоточено на том, как пережить без лишнего стреса фазы собственного царствования. Пока происходит базарный торг в парламенте, экономика переходит в другую фазу развития и новые налоги или стимулирование часто просто не нужны или даже вредны.
Долгосрочные планы процветания нации или экономическая целесообразность чужды этому народцу. Если после их прихода наступит ухудшение жизни народа страны — тем лучше, значит предшественник правил разумно и, как мудрый правитель, войдет в историю.
Несколько тысячелетий продолжают земляне безнадежные поиски общественной формации, способной к саморазвитию. Но в силу глупости, свойственной человеку разумному, земляне не способны увидеть, что Вселенная развивается, что за последний миллион лет ее фауна существенно изменилась. Появился человек, радикально отличающийся даже от высших млекопитающих, чью физиологию он унаследовал. Значит, существует система управления развитием жизни. Но за тысячелетия авторы многочисленных теорий не удосужились сравнить то, что они придумали, с тем, что более трех тысячелетий тому предложила Тора. Надеюсь, что теории создавали разумные люди, которые могли бы увидеть и осознать, что предложенные Торой принципы развивающегося общества альтернативы не имеют. Даже за последние 300 лет, отмеченных радикальным изменением условий жизни и быта землян, не появилось серьезных исследований того, что предложила Тора.
Ее предложения просты и доступны пониманию каждого, способного руководствоваться разумом. Будущее принадлежит человеку свободному, который сделает своей потребностью моральные нормы, без соблюдения которых цивилизация на планете развиваться не может Поэтому и живем в джунглях, совершенствуя системы взаимного уничтожения. Порой представляется, что ислам создан только для того, чтобы люди задумались, куда ведут инстинкты, на которые было возложено управление поведением животных. Стадный инстинкт привел под знамена ислама уже полтора миллиарда человек на планете. Перевоспитать их вряд ли возможно. Значит, всемирный халифат с законами шариата Корана, — это будущее, от которого человек разумный увернуться уже не может.
А ведь к началу нашего века было доказано, что сознание человека обладает способностью управлять физиологическими процессами организма, не доступной инстинктам. В 1996 году д.м.н. Георгий Сытин провел над собой эксперимент:
«…приближалось мое 75-летие. Иссякали силы, рушилось здоровье. Что делать? Начал эксперимент по омоложению самого себя. Через 8 месяцев физиологи НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН оценили мой биологический возраст в 30—40 лет при календарном 75».
Это только одна из возможностей, заложенных в человеке. Но она доступна только нравственным людям, позволяя нравственному человеку мыслью и словом творить чудеса. Но безумное человечество продолжает затрачивать на поддержание своего хилого здоровья 8 триллионов долларов в год, не помышляя задуматься о том, что нет альтернативы моральным принципам, определяемых десятью заповедями Торы (Ветхого Завета).