Тринадцатое число встречалось в жизни множество раз и в основном, кажется, было счастливым. Никаких неприятностей, связанных с ним, не припомню. А вот год тринадцатый встречать приходится впервые. И, надо признать, встречаем мы его озабоченными. Куда ни кинь… Однако, братья, довольно печали, будем гимны петь безбрежному веселью и светлой радости! Эти слова из финала 9-й симфонии Бетховена я намеренно не закавычил, чтобы сказать их как бы от себя.
Нахожусь в приподнятом настроении. Только что дважды посмотрел и прослушал чудесный видеоролик (http://www.netzulim.org/FilmDay/Beethoven.html), распространяемый Всеизраильской ассоциацией уцелевших в концлагерях и гетто. Рекомендую этот небольшой (около шести минут) фильм. Он обращен не в прошлое, а в будущее, и в основу его положено не то, что осталось в нас страшной раной, а то хорошее, что уцелело в человечестве, несмотря на все потрясения и ужасы войны. Честно говоря, я не вполне уверен, что это хорошее в достаточной мере уцелело и действительно сохранилось в современном человечестве, но так хочется думать — всем чертям назло! И если оно уцелело, то наилучшее его воплощение найдем в музыке Людвига ван Бетховена, в его 9-й симфонии и особенно в ее финале с «Одой к радости» на слова Иоганна Фридриха Шиллера. Фрагмент этого шедевра предлагается ныне в совершенно оригинальной постановке.
Городская площадь, прохожие, дети. Музыкант во фраке устанавливает контрабас. Девочка бросает в его шляпу монетку, он исполняет бетховенскую мелодию. Вот уже рядом с ним располагается женщина с виолончелью, подходят скрипачи и другие оркестранты, включаются в исполнение, вокруг собираются люди, их все больше, молодой человек начинает дирижировать, оркестр гремит, площадь уже полна народу, и это, оказывается, хор:
Радость, дивной искрой Б-жьей
ты нисходишь к нам с небес,
Мы в восторге беспредельном
входим в храм твоих чудес.
Ты волшебно вновь связуешь все,
что делит мир сует.
Да, мы все друзья и братья, где
горит твой кроткий свет.
Не важно, на каком языке поет этот хор, я же воспринимаю текст в русском переводе с немецкого, как он мне издавна запомнился с моей затертой грампластинки. В той жизни я крутил ее часто — и на радостях, и перед каждым серьезным испытанием.
Финал. Народ в экстазе, всеобщий восторг, аплодисменты, улыбки, детские радостные лица… На этом закончу повествование о фильме и перейду к конкретике. Конец 2012-го не много нам доставил радости. До 6 ноября мы изрядно понервничали, потом большинству из моего окружения пришлось ощутить горечь поражения. А если кого-то итоги выборов удовлетворили, то разочарование и для них близится, поскольку дела с экономикой не ладятся, перспективы на экономический рост не просматриваются, и всем нам, очевидно, придется, образно говоря, затянуть ремень.
И политика соответственно. То, что происходит в мире, уже почти не зависит от страны, еще совсем недавно могущественной и единственной сверхдержавы. Так ее называли — кто с гордостью, кто с завистью. А кто и с ненавистью — «большим сатаной». Ненавистников становится все больше. С Америкой уже не считаются, потому что она везде отступает, уступает, извиняется и отовсюду боязливо уходит. Наступающий 2013-й год ей ни в этом плане, ни во внутренней жизни ничего хорошего, по-видимому, не сулит. Характерно, что Барак Обама, зажигая тысячи лампочек в подсветке большой елки в Вашингтоне, воспользовался случаем провозгласить себя и Мишель христианами, в связи с чем призвал граждан страны к помощи «тем, кто окажется в затруднительном положении, включая бездомных, голодных, больных и инвалидов». Боюсь, что число оказавшихся в затруднительном положении будет множиться, а помощь, наоборот, будет сокращаться, скукоживаться подобно шагреневой коже в одноименном романе Бальзака.
В неважнецком состоянии встречает тринадцатый год третьего тысячелетия и Европа, судорожно ухватившаяся в провозглашенное ею единство, в евро и Шенгенскую зону, во все романтически прекрасное, освященное бетховенской «Одой к радости» в качестве гимна Евросоюза, однако уже начавшая осознавать непрочность здания, воздвигнутого на двадцати семи неравнопрочных опорах, часть из которых зашаталась и стала оседать, грозя крушением всего казавшегося прочным сооружения. В былые времена Европе на помощь приходила Америка, но теперь уже бессильна ей помочь, сама накануне дефолта.
Израиль: Ханука прошла без ракетных обстрелов. ХАМАС, наверно, очень огорчен тем, что не испортил евреям праздничное настроение, но нарушить перемирие побоялся. Значит, преподанный ХАМАСу урок был впрок, то есть действия правительства Израиля и его армии были правильны: и в нанесении ударов по инфраструктуре террора, и в уничтожении арсенала иранских ракет, и в точечной ликвидации главарей террористов, и в готовности начать наземное вторжение, и в отказе от него на данном этапе, и даже в том, что операции, целью которой была защита Израиля, было дано символическое, взятое из Торы название — «Облачный столп».
Но в целом ситуация, сложившаяся сейчас вокруг Израиля, тревожна. После недавнего голосования Генеральной Ассамблеи ООН я вспомнил СССР в дни разгула антисемитской истерии, когда при распространявшихся слухах о готовившихся погромах я на всякий случай сговорился с соседями и приготовил топор. У Израиля он давно готов и проверен в работе, но получается, что кроме как на себя ему в этом безумном, безумном, безумном мире рассчитывать почти больше и не на кого. Совершенно естественная оборонительная позиция израильского правительства не находит должного понимания в так называемом мировом сообществе, разъедаемом взаимной враждой и собственными страхами. Даже исторически близкие и прежде солидарные с Израилем государства бесстыдно отворачиваются. Как в сказке Корнея Чуковского: «Мы врага бы на рога, только шкура дорога, и рога нынче тоже не дешевы».
Особенно досадно, что от Израиля отворачивается администрация США. Нет уверенности в том, что принципиальность, проявленная при голосовании на Генеральной Ассамблее, продержится достаточно долго. Президент News Corporation Руперт Мердок, похоже, был прав, предупреждая перед выборами, что победа Обамы «станет кошмаром для Израиля». Еще печально, что с ориентацией на Белый дом к происламскому соглашательству склоняются правительства Великобритании, Франции, Испании, Швеции, Дании, как это недавно прояснилось в связи с вызовом на ковер послов Израиля по делам, которые этих государств никак не касаются. Похоже, тени Чемберлена, Даладье, Квислинга снова нависли над Европой. Хорошо, что твердой на стороне Израиля остается Германия и, конечно, Чехия, в памяти которой острой болью засел мюнхенский сговор 1938 года. На Американском континенте верность Израилю и истине продемонстрировала Канада, а в далекой Океании — маленькое государство Науру, то самое, которое признало в качестве государств Абхазию и Южную Осетию, а вот на призыв признать государством Палестину ответило отказом.
На фоне столь тревожных обстоятельств вспоминается пророчество Генри Киссинджера, разнесшееся по Интернету еще в сентябре. О чем поведал новоявленный Нострадамус? О том, что «через десять лет Израиля уже не будет»! Не поверил бы, если б не статья Cindy Adams в New York Post с цитатами и комментариями. Еще вроде бы есть какой-то аналитический материал под названием «Готовясь к Ближнему Востоку без Израиля», подготовленный американской разведкой для правительства. Судя по приводимым различными агентствами подробностям, это либо мистификация, либо злонамеренная антиизраильская провокация. В любом случае к пророчеству Киссинджера отнесусь примерно так же, как к концу света по мифическому календарю индейцев майя, россказням о новогодних пророчествах Ванги и прочим благоглупостям, разносимым по свету низкопробными СМИ. Нет, пожалуй, отнесусь к этому пророчеству строже и с настороженностью, ибо оно появилось по заказу и темным силам на руку.
А в Израиле вовсю идет предвыборная кампания. Слежу за ней с надеждой на позитивные перемены, способствующие единению израильского общества вокруг прочной правительственной коалиции и делового парламентаризма. Выборы в Кнессет назначены на 22 января. По их результатам будет сформировано правительство, которому, несомненно, предстоит нелегкая жизнь. Израиль должен быть силен и неколебим, ибо обстоятельства таковы, что никому и ни в чем уступать нельзя: ни врагам, ни ооновской своре, ни друзьям, ни даже американскому наблюдателю. Дашь палец — руку оторвут. Альтернативы стойкости, героизму и выживанию у Израиля нет. А по большому счету ее нет и у Америки, и у Европы, и вообще у нашей цивилизации. «И вся-то наша жизнь есть борьба», как пели наши несчастные предки.
Жизнь течет непрерывно и равномерно, но повелось размечать ее вехами. Например, по годам. Такова традиция. Наша планета несется вокруг светила в постоянном ритме, то есть годы-то все одинаковые, но люди их нумеруют. Этот будет тринадцатым по счету в данном тысячелетии. Но есть еще китайский календарь, согласно которому 2013-й будет годом Черной Змеи!
Для меня китайский календарь, как вся китайская грамота, — терра инкогнита, непознанная область. Но раз эта гостья уже стучится в нашу дверь, надо к ее приему подготовиться, И вот, что я выяснил через поиск в Интернете. В прошлый свой приход к нам — двенадцать лет назад — она именовалась Белой Змеей, но дела сотворила все равно черные: 11 сентября 2001 года вместе с Башнями-Близнецами обрушилась вся наша относительно спокойная и благополучная жизнь. Заглянул в более отдаленные времена, так просто оторопь охватила: годом Змеи был 1917-й, а потом и 1941-й. Цвета этот гад как-то меняет — в 1917-м приходил красным, в 1941-м — коричневым, в 2001-м — зеленым… Что же теперь у него на уме? Ладно, не будем гадать. И не устрашимся. Все совпадения будем считать случайными…
Но на всякий случай будем в готовности, ибо не время теперь расслабляться, несколько дней осталось, надо сориентироваться, сговориться с друзьями о месте встречи Нового года, заготовить спиртное, закуски, подарки… Заранее с Новым годом вас, дорогие читатели! Благополучия, здоровья, счастья, успехов, побед!
А у меня на диске все еще Бетховен с Шиллером:
Брат! Как все планеты-сферы
Мчатся в вихре круговом,
Так и мы свой путь пройдем
Бодро, не теряя веры!
Да, брат, как ни тревожно порой, будем надеяться на лучшее! Всем чертям назло и всем гадам наперекор!