– Шалом, уважаемый рав Элиягу!
У меня вопрос о заповеди почитания родителей. Что значит почитание? И объясните, пожалуйста, указание в Торе о «побивании камнями» за неповиновение родителям. Как вообще правильно исполнять заповедь о послушании родителям?
Владислав, 16 лет, Беларусь
– Тора дарована еврейскому народу навечно. И все записанные в ней заповеди действительны во всех поколениях, во все времена, включая, разумеется, и наш век. Конечно же, жизненные обстоятельства меняются. Сегодня они разительно отличаются от тех, в которых жили наши предки, скажем, 100 или 300 лет назад. Но суть законов, которые дал нам Творец мира, неизменна.
В чем же суть заповеди, которая сформулирована в Торе в словах: «Почитай отца своего и свою мать» (книга Шмот, 20:12)?
В постоянном проявлении уважения к родителям (слова «почитание» и «уважение» практически синонимы). Оно строится, прежде всего, на чувстве благодарности, на осознании, что отец и мать дали тебе жизнь, воспитывают и растят тебя в зависимости от своих жизненных условий, удовлетворяя твои насущные потребности (еда, одежда и т.д.).
В чем должно выражаться такое уважение на практике? В послушании, что в повседневности выражается в том, что дети стараются не перечить родительской воле. Даже если им кажется, что родители предъявляют им «непомерные» требования. Безусловно, ситуации бывают разные. Но в большинстве случаев родителей вполне можно понять. У них больше жизненного опыта, больше информации. Зачастую в их запретах или наставлениях содержится мудрость, которую ребенок пока еще не в состоянии постичь. И то, что дети на данный момент могут воспринять как личную трагедию, на деле оказывается для них благом.
Тут уместно отметить, на мой взгляд, что заповедь о почитании родителей — в первых пяти из Десяти заповедей. Эти первые пять заповедей регламентируют отношения человека с Творцом (вторые пять посвящены взаимоотношениям между людьми). Рассматриваемая нами заповедь включена в первую группу, потому что, строя общение с родителями, мы учимся почитать Всевышнего, по-настоящему ценить все, что Он посылает нам. И не только хорошее, но и то, что нам в определенный жизненный период кажется плохим (исключительно потому, что наше видение мира весьма и весьма ограничено). На самом же деле Творец, никому из нас не желая зла, оберегает нас таким образом от еще больших неприятностей. И нередко бывает, что по прошествии какого-то времени мы убеждаемся в этом.
Наша традиция ограничивает послушание детей лишь в одном случае — когда требования родителей сопряжены с нарушением заповедей Торы. Да и то в разумных пределах.
По законам нашей традиции, дети не должны позволять себе грубить родителям и обязаны стараться избегать назревающих семейных конфликтов, учитывать физическое и психологическое состояние отца и матери, оказывать им в быту посильную помощь.
Все это, вместе взятое, согласитесь, не имеет границ во времени.
И последнее. О наказании, которое, как Вы пишете, определила Тора детям «за неповиновение родителям».
Здесь речь идет о подростке, который имеет очевидную склонность к порочному, преступному поведению. При этом следует подчеркнуть, что применение этой заповеди обусловлено множеством обстоятельств. На практике этот приговор на протяжении всей нашей истории никому не выносили…
evrei.com
Рав Элиягу ЭССАС