Раскрытие Мошиаха

Часть мира ожидает 21 декабря. В еврейской традиции (на «эту же тему») есть концепция прихода или раскрытия Мошиаха.
Интересно, что одна из наиболее выразительных историй в Торе, связанная с раскрытием Мошиаха, находится в главе Торы «Ваигаш», которая читается и изучается как раз в эту неделю. В более развернутой концепции говорится о двух «фигурах» — Мошиахе бен-Йосеф и Мошиахе бен-Давид. В Торе существуют архетипные сюжеты, обозначающие эти же идеи по принципу «маасэ авот — Симан ле-баним» — «дела отцов — модель для их потомков». Две фигуры из Торы, обозначающие Мошиахальные концепции — это Йосеф и Йегуда.
Рассмотрим интересующие нас аспекты из главы «Ваигаш».
Напомним сюжет. Братья продают Йосефа в Египет, где он становится влиятельным человеком, распоряжающимся зерном во время голодных лет. Его братья приходят в Египет за зерном, но не узнают Йосефа. Он втягивает их в цепочку событий, отбирает младшего брата Биньямина. В начале главы «Ваигаш» Йосеф вынуждает Йегуду вступиться за брата и проявить активность.
В определенный момент Йосеф «снимает маску» и раскрывает себя, говоря братьям: «Я — ЙОСЕФ». Мы видим, что ключевой момент этой истории — РАСКРЫТИЕ ЙОСЕФА братьям. Именно подобное внезапное раскрытие является одним из принципиальных Мошиа­хальных факторов сюжета из нашей недельной главы.
Но раскрытие было не только в проявлениях Йосефа. Можно сказать, что произошло и раскрытие Йегуды. Только здесь уже речь идет о другой стороне процесса.
Йосеф на тот момент был состоявшийся лидер (второй в иерархии после фараона) и раскрытие было в выяснении его личности. В случае с Йегудой можно сказать о раскрытии инициативности и (или) раскрытии характера. Ситуацию можно представить как мощнейший вызов (challenge). То есть Йегуда раскрылся как лидер благодаря тому, что смог проявить себя в этой ситуации.
Итак, мы видим, что наша глава «Ваигаш» представляет нам два разных измерения раскрытия Мошиахальных персонажей. А теперь мы совершим более глубинный анализ нашего сюжета.
Оба раскрытия взаимно простимулировали друг друга. Йосеф создал для Йегуды ситуацию, в которой он проявил инициативу и показал характер. А раскрытие инициативности Йегуды простимулировало Йосефа раскрыть себя — свою идентичность.
Сейчас мы «вскроем» следующий слой смысловых уровней нашего сюжета.
Когда Йосеф раскрыл себя, в душе братьев это вызвало очень смешанные чувства. С одной стороны, братья обрадовались («приходу Мошиаха»). Им стало понятно, кто стоял за всей этой историей, и почему на них было оказано столь странное давление. Можно сказать, что раскрытие Йосефа дало братьям возможность заглянуть в «кухню» причинно-следственных связей.
Но с другой стороны, братья испугались. Ведь теперь им стало понятно, что странный вельможа — это тот человек, у которого есть все основания сердиться на них, так как они в прошлом совершили неприглядный поступок, продав Йосефа. То есть в братьях пробудился страх (трепет) перед могуществом того, кто может влиять в этом мире. Наши поступки должны вызывать в нас трепет и желание делать тшуву.
С другой стороны, Йегуда тоже «включил» важные процессы своей активностью. Йегуда говорит в своей речи: «Я не могу вернуться к отцу, и брата не будет со мной». В буквальном понимании отец — это Яаков, а брат — это Биньямин. Но глубинные комментаторы говорят, что эту фразу можно понимать и в более широком смысле. Отец понимается как Б-г (Небесный Отец), брат понимается как другой еврей. И эта фраза приобретает дополнительный смысл, имея в виду, что мы должны не только сами выстраивать свои отношения с Вс-вышним, но и помогать другим евреям в их отношениях с Б-гом.
Важное послание несет нам hафтора (фрагмент из книги Пророков) на главу «Ваигаш», которая прямо адресует нас к Мессианскому дискурсу. В ней говорится, что в Мессианское время должно произойти единение двух израильских царств — Йегуды и Эфраима (сына Йосефа).
На понятийном уровне это можно также понять следующим образом. В еврействе всегда будут существовать оппозиционные взгляды и силы, подобно Йосефу и Йегуде (у Яакова было две жены). Но задача нашего народа — научиться видеть сильные и ценные качества в оппонентах (прийти к Отцу вместе с братом). И тогда мы удостоимся раскрытия Мошиахального сценария.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора