Спастись от спасателей

В рассказе Чехова, как мне запомнилось — читал полвека назад — кучер оставляет в коляске барыню и устремляется помогать спасать утопленника. Утопленник вырывается, плачет, упрашивает его отпустить. Все же решают делать ему искусственное дыхание. Спустя время кучер возвращается к коляске и сообщает барыне: «Не спасли».

В мире демагогов-политиков и легковерных обывателей, в котором мы живем, история Чехова не является гротеском. Большевики все время, пока правили, спасали население от голода. В Поволжье в 1921–1923 годы свирепствовавшего военного коммунизма не спасли 5 миллионов человек, умерших от голода. В период коллективизации 1932–1933 годов — около 7 миллионов. Около миллиона умерло от голода в зиму 1946–1947 годов. До самого краха коммунизма правительством постоянно разрабатывались всевозможные «продовольственные программы», но как-то сытно не было.
В 1970–1973 годах мир с сочувствием наблюдал мирный переход к социализму в Чили. Газеты писали о борьбе правительства С. Альенде с голодом. Поминалось постановление снабжать каждого ребенка в стране ежедневно стаканом молока.
В 1988 году я играл в Чили в шахматы, остался там дней на десять после турнира. Страна мне чрезвычайно понравилась. Удивительная природа, разноцветные крыши сбегающего с гор к океану Вальпараисо. Столица Сантьяго, на мой вкус, красивее знаменитого Буэнос-Айреса. Перспективы улиц, тянущихся на запад, замыкают заснеженные Кордильеры. Весь пешеходный центр города — что твой Париж — в распоряжении уличных музыкантов, артистов, шпаго- и огнеглотателей.
Страна выглядела вполне сыто. Везде что-то строили, экономика процветала. «Кровавый диктатор» Пиночет пригласил перестраивать ее из социализма экономистов Чикагской школы Милтона Фридмана, верящих в нежелательность государственного вмешательства в экономику. Ко времени моего визита Чили опережала по экономическим показателям Аргентину — многолетний предмет зависти прочих латиноамериканских стран.
Я расспрашивал знакомых чилийцев: а как же со стаканом молока, доставлявшимся правительством Альенде каждому ребенку? «Можешь себе представить, до чего социалисты довели страну за короткое время, если приходилось спасать детей от голода!» — отвечали мне. Ныне благодаря реформам Пиночета Чили занимает первую позицию по интегральному показателю конкурентоспособности среди стран Латинской Америки, рейтинг-агентство Standard & Poor’s в классификации риск-стран присвоило ей высшую категорию A.
Процессы, аналогичные чилийским, только в обратном направлении, протекают в классической стране капитализма — США. В 1964–1965 годах президентом Л. Джонсоном была внедрена в рамках проекта «Великое общество» программа борьбы с бедностью. Была создана система вэлфера. Правительство занялось спасением бедняков. Гуру Чикагской школы экономистов Милтон Фридман решительно критиковал этот проект.
По статистике, сегодня в США больше бедняков, нежели в момент принятия программы. Ужасен социальный эффект ее: сделав экономически выгодным рождение детей вне брака, программа Джонсона фактически разрушила черную семью. Сегодня более 80% черных детей рождаются у не состоящих в браке матерей.
А спасатели бедняков замышляют все новые программы «искусственного дыхания» для экономики США. Почему-то не принято вспоминать, даже правыми комментаторами, отчего же эта экономика стала тонуть. Это может обидеть широкий класс людей. Все же нарушу приличия и напомню.
В 1977 году президент Картер решил обеспечить бедняков и нацменьшинства достойным жильем и добился принятия закона Community Reinvestment Act, обязывавшего банки давать ссуды под жилье даже тем, кто, вероятно, не сможет их вернуть. В 1989 году республиканский президент Буш-старший провел реформу, ужесточившую контроль над выдачей ссуд под жилье. Но в 1995 году президент-демократ Клинтон вновь «понизил красную линию» для получения ссуды, поскольку, словами его министра финансов Р. Рубина, «заботился о проблемах бедных районов городов и провинции».
Буш-младший за время своего президентства 17 раз обращался в Конгресс с требованием наладить контроль над квазигосударственными ипотечными компаниями Fannie Mae и Freddie Mac, через которые шло выделение рискованных ссуд. Но демократы защищали Fannie и Freddie, поскольку «пеклись о бедных». Хотя не только о бедных. В. Вольский в своем блоге замечает: «Обе компании служили жирными кормушками для сановников-демократов — от Франклина Рейнса и Джейми Горелик до Рама Эмануэля и тогдашнего «мужа» конгрессмена Барни Фрэнка, — которые периодически отправлялись нагуливать жиры на многомиллионных синекурах в Fannie и Freddie».
Пока цены на жилье росли, все было благополучно — всегда можно было продать дом и вернуть долг банку. Но в 2008 году цены рухнули, и выяснилось, что 27 миллионов ссуд на дома на общую сумму в 5–6 триллионов не могут быть выплачены. Разразился мировой финансовый кризис.
В 2009 году рухнула финансовая пирамида Берни Мейдоффа. Потери инвесторов в ней составили 18 миллиардов. В чем ее отличие от пирамиды ипотечных ссуд Картера — Клинтона и прикрывавших ее в Конгрессе демократов? Я вижу два:
1) Пирамида Мейдоффа была в 300 раз мельче пирамиды демократов.
2) Мейдофф получил 150 лет заключения, Картер — Нобеля, а Клинтон, наверное, небезуспешно, своего Нобеля еще поджидает.
Названия политических партий и даже их традиции значат сегодня не так много. Китайские коммунисты успешно строят капитализм. Американские демократы со времен Картера стремятся к социалистическим преобразованиям. Они «спасают бедных», устраивая недавно вполне здоровой американской экономике, как чеховский кучер, искусственное дыхание. Если демократы победят на ноябрьских выборах, боюсь, что, как тот кучер, они в конце концов разведут руками и скажут: «Не спасли».
Б-же, спаси Америку от спасателей!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора