Недельная глава Торы «Лех леха»
«И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением…» (12:2).
Трудно переоценить значение слов в еврейской традиции. Многие главы Торы начинаются с фразы: «И сказал Б-г…» По слову Б-га создавался мир. По Его слову жили наши праотцы, египтяне получили Десять казней, а вышедшие на свободу евреи — Десять заповедей.
По слову Творца Авраам покинул родину Ур-Касдим (Ур Халдейский) и отправился в неведомый ему Ханаан. Перед дорогой полагается давать напутствие. И Авраам получил его — грандиозное, для себя и своих потомков, на многие века вперед: «И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением».
Это благословение легло в основу тесной связи между Б-гом и Авраамом. С него начались их дальнейшие, не всегда простые отношения. В них же содержится суть этих отношений. Ибо начало каждого дела, каждого предприятия должно содержать в себе его суть. Например, желудь — это не только начало дуба, но и его концентрированная сущность.
Б-г обещал Аврааму много хорошего: что от него произойдет великий народ, что его имя будет возвеличено. Но все эти блага Авраам получит лишь при одном условии — что «ты будешь благословением». Авраам должен побуждать других людей трепетно относиться к Творцу, благословлять, благодарить, превозносить Его. Именно такими призваны стать отношения между Б-гом и человеком: своими достойными поступками человек будет освящать Имя Всевышнего, чтобы каждое сотворенное существо, сама природа непрерывно благословляли, славословили, превозносили Творца.
В этой, на первый взгляд, абстрактной теологической мысли заключен важный для нас и вполне конкретный урок. Каждый еврей, особенно еврей в кипе — это посол. Мир постоянно следит за нами, изучает каждый наш поступок, оценивает нас — как отдельных людей, так и народ в целом — по завышенным, иногда двойным меркам. Потому что народы знают, порой лишь на уровне подсознания, что наша задача еще со времен Авраама — «быть благословением», обеспечивать должный духовно-нравственный уровень человеческой цивилизации, не давать ей погрязнуть в болоте примитивного варварства, ибо мы существуем, чтобы освящать Имя Б-га.
Благословение сильнее проклятия
Но это еще не весь текст первого благословения, полученного Авраамом перед уходом в Ханаан. Далее сказано: «И благословлю благословляющих тебя, а тех, кто проклинает тебя — прокляну…» (12:3).
Странная фраза, какая-то запутанная. В первую очередь бросается в глаза разный порядок слов в двух ее частях: тот, кто благословляет Авраама (и его потомков), получает благословение еще до того как он его благословит, а проклинающий будет проклят лишь после высказанного им проклятия.
В чем смысл этих текстовых причуд? Мудрецы объясняют, что доброе намерение (в данном случае желание благословить) засчитывается в заслугу еще до того как оно будет осуществлено. С другой стороны, злое побуждение не берется в расчет, и за него Б-г не наказывает, пока оно еще только «в проекте».
Всевышний спешит благословить тех, кто желает (еще только желает) благословить Его народ. Например, коэны, потомки первосвященника Аарона, благословляющие евреев во время коллективной молитвы, заранее удостаиваются благословения, чтобы их браха была более эффективной.
Виленский Гаон добавляет еще один штрих к этой мысли. Он говорит, что благословение богача сильнее проклятия бедняка. Поэтому человеку, желающему благословить еврея, Всевышний дает «аванс», «обогащает» его Своим благословением, и его браха становится полновеснее. И наоборот, проклинающий евреев не получает Б-жественного проклятия, т.е. остается «бедным» до тех пор, пока не выскажет вслух проклятие. Тем самым Всевышний сводит к минимуму ущерб от его ненависти.
Война полезней мира
«А у Лота, шедшего с Авраамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры» (13:5).
В сегодняшнем разделе мы узнаем также, как полезна — в духовном и материальном смысле — близость к праведнику. Комментируя стих «А у Лота, шедшего с Авраамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры», РАШИ говорит, что благословение сопутствовало Лоту благодаря тому, что он шел вместе с Авраамом.
Но, с другой стороны, на том же примере Авраама и Лота мы узнаем о пагубности общения с недостойным человеком. Стремясь избежать неприятностей, праведник вынужден порой отказаться от контактов со злодеем: «И был спор между пастухами, пасшими скот Авраама, и пастухами Лота… И сказал Авраам Лоту: «…Сделай милость, отделись от меня: если пойдешь налево, так я — направо, а если ты — направо, то я — налево» (13:7–9).
Далее Тора сообщает: «И сказал Г-сподь Аврааму после того как Лот отошел от него…» Б-г не разговаривал с Авраамом, поясняет РАШИ, пока рядом с ним находился Лот.
В общении с плохим человеком надо проявлять повышенную осторожность. Иногда целесообразнее оттолкнуть его, чем пытаться наставить на путь истины.
Именно так вторично поступил Авраам, когда по указанию Б-га изгнал из семьи Ишмаэля, своего первенца от служанки Агари. Отлучение пошло на пользу Ишмаэлю — со временем тот отказался от своих злодейских наклонностей, сделал тшуву. С другой стороны, Эсав так и остался неисправимым злодеем, потому что его отец Ицхак не решился в свое время на столь кардинальную воспитательную меру.
Получается, что мир в доме — это не всегда благо. Иногда война бывает полезнее.