На этой неделе мы снова совершаем великую операцию «перехода» из конца Торы в ее начало. Это очень важный момент в жизни каждого еврея, вовлеченного в изучение Торы.
Мы часто беремся за какой-то важный проект, воодушевляемся, но постепенно начальный энтузиазм затихает и многие важные начинания «спускаются на тормозах». То же и с книгами, которые мы читаем. Если это не захватывающий детектив, который притягивает желанием узнать развязку, а книга мудрости, требующая усилий по пониманию, то наше «свидание» с этой книгой может завершиться, не «доживая» до полного прочтения. Особенно это актуально в наше время, когда количество книг в мире резко возросло и мы часто не в состоянии выстроить для себя серьезные отношения с текстом.
Наши мудрецы в свое время выстроили эффективный процесс взаимодействия с текстом Торы. В нашей жизни есть базовые временные циклы — и годичный цикл является одним из фундаментальных. Также и недельные «блоки» несут ключевую нагрузку. И соединение годичного цикла изучения всей Торы с недельными порциями создало оптимальный режим для нашего ежегодного полноценного прохождения по всему тексту Торы.
Есть и «аномалия». Каждая глава имеет «свою» неделю для изучения. Но первая глава Торы «Берешит» как бы «ущемлена». Мы переходим к ней посреди недели, в праздник Симхат Тора, и изучаем до конца этой же недели, то есть этой главе достается меньше времени (в этом году — четыре дня).
Глава «Берешит» считается по накалу и глубине, условно говоря, «равной» всей Торе. Как же мудрецы допустили такую «дискриминацию»? Один из ответов: фундаментальность главы «Берешит» заставляет нас возвращаться к ней в течение всего года, и краткость неполной недели компенсируется регулярным возвращением к темам главы.
Две роли Луны
Одна из первых «схем» главы «Берешит» — взаимодействие Луны и Солнца — на языке образов иллюстрирует проблемы «двоевластия» и (или) «партнерства». Первый «слой» истории показывает проблемность системы с двумя лидерами. Интересно, что в природе это отражается одинаковыми «визуальными» размерами Солнца и Луны для наблюдателя с Земли.
Более глубинный духовный слой выражает идею прямого и отраженного света, когда Солнце излучает, а Луна ретранслирует свет, что имеет и духовные интерпретации. Например, встречаясь с духовным человеком (мудрецом и праведником), мы должны не только «впитывать» его влияние, но и «отражать» его дальше в окружающий мир, подобно Луне, передающей в ночной мир свет от Солнца.
Ночь и Луна — символы нашего мира. Так же, как ночью, в мире отсутствует прямой солнечный свет, так же и в материальном мире духовность не видна «невооруженным взглядом». Без Луны мы не можем проложить дорогу «в ночи».
«Ночной» мир бездуховности заполняют «монстры» в виде нечистоплотных политиков, криминала, массмедийных «пустышек», мерцающих безжизненным светом поверхностного взгляда на жизнь.
Луна символизирует духовную силу, которая передает в этот мир свет Солнца (Б-жественный первоисточник), который сам не виден (Солнце не видно ночью).
В идеале роль Луны играют сознательные евреи. При этом еврейское присутствие должно выражаться в двух измерениях — духовном и творческом.
«Классическое» еврейство тяготело к духовному измерению. Творчество присутствовало, но в «ограниченной зоне» внутриеврейских тем. Начиная с периода эмансипации, многие евреи резко раздвинули рамки приложения творческого аспекта еврейской самореализации — от «агрессивных» революций до «безобидного» искусства. Но сделано это было параллельно с отрывом от духовного корня, и подобный всплеск породил как расцвет многих движений, так и деформации на духовном уровне.
Еще одной проблемой «творчески-бездуховного» пути является быстрая деградация глубинных измерений. Современный всплеск высоких технологий в компьютерно-интернетном пространстве дал уникальные возможности доступа, но и повлиял на деградацию массового сознания, атрофировав интерес к глубинной работе над собой, заменив ее на «плоское» блуждание по просторам Интернета.
На языке образов Луна должна и светить на Землю «креативным» светом творчества, и иметь связь с духовным светом первоисточника Солнца. Это же сочетание духовности и творчества должно стать моделью реализации евреев и еврейского народа как в Израиле, так и в странах мира.