Интервью с раввином Авраамом Бинским
Часть 2
– Рав, продолжим нашу дискуссию. Вы собирались рассказать, как в отношении к военному призыву проявляется идейный конфликт между светским и традиционным еврейством в Государстве Израиль.
– Это проблема гораздо более широкая. Вопрос стоит о главных жизненных ценностях. Конфликт — он неоднозначен, и обвинять или стричь всех под одну гребенку — очень поверхностно. Как в светской, так и в религиозной частях общества.
Начнем с того, что масса соблюдающих закон Торы евреев служат в армии. Более того, молодые люди из «ешивот-эсдер», в которых воюют и учатся многие представители поселенческого движения, используются только в боевых частях. Причем в самых их элитарных подразделениях, включая спецназ. Каждый генерал израильской армии стремится иметь под своим командованием именно эти части, как наиболее дисциплинированные и мотивированные. (Ешивот-эсдер — 5-летняя служба в армии, посменно: полгода — строй, полгода — учеба.)
– А что касается харедим, или, на современном израильском жаргоне (терпеть его не могу, он весь пропитан примитивными штампами), ультраортодоксов?
– Многие из них также несут службу в армии. И не только в «Нахаль хареди». Хотя левые израильские идеологи, а за ними и многие СМИ подают картину совершенно иначе. Отсрочкой от службы, на равных правах со студентами университетов, пользуются ученики иешив и колелей.
– А женщины в армии?
– Коснемся этого в будущем, иначе растечемся. Это отдельный вопрос. Скажу только (как бывший израильский солдат и политик), что в современной израильской армии служба девушек столь же необходима, как мешок с шерстью — спикеру английского парламента. Это просто традиция. А вот последствия для общественной морали, нравственности молодого поколения куда катастрофичнее, чем для спины спикера.
– Рав, пожалуйста, осветите более подробно суть конфликта светского и религиозного общества в Израиле.
– Чтобы лучше понять суть этого, расскажу один эпизод. В начале 80-х конфликт в очередной раз обострился и многие харедим решили устроить демонстрацию в центре Иерусалима, недалеко от центральной автостанции. Цель ее была — показать, что есть ортодоксы, которые служат в армии. Люди вышли в традиционной еврейской одежде, но со знаками отличия, которые были у них во время службы в войсках.
Меня тоже попросили поучаствовать, но я отказался — и, к сожалению, оказался прав. Во время демонстрации на них кричали, обзывали, плевались… Назавтра меня спросил человек, который уговаривал участвовать — откуда я знал, что все будет так непристойно? Я ответил: я не знал, как это будет точно, но ожидал чего-то подобного. Дело в том, что конфликт лежит в совсем иной плоскости, и служба или неслужба в армии здесь совершенно ни при чем. Негативную реакцию вызывает уже то, что эти люди символизируют настоящий еврейский образ жизни и все ценности, с ним связанные. А ценности эти входят в конфронтацию с идеологией и образом жизни светского Израиля.
– Возможно ли коротко сформулировать позиции сторон этого спора?
– Нашего праотца Авраама называли Авраам-иври — от «эвер», «перешедший (реку)». Он прежде жил «ми-евер ленаhар» — «с той стороны реки». Это символизирует, что еврейский народ всегда, до самых времен Мошиаха, находится «на другой стороне». Суть нашей жизни — служение Б-гу, исполнение Завета с ним. Мы обязаны нести миру высшие духовные и нравственные ценности Торы, жить в соответствии с ними. Это — настоящая, серьезная работа, в том числе и над собой. Но большинство людей не слишком любят напрягаться, утруждать себя. Предпочитают дремать «на этой стороне реки», жить, как все.
– Вы хотите сказать, что именно поэтому «пейсатых» принято в светском Израиле честить «паразитами» и «бездельниками» — как в перевернутом зеркале?
– Это одна из причин. Светские люди оправдывают свое пренебрежение нашим великим наследием, нежелание исполнять заповеди и в чем бы то ни было себя ограничивать, байками, что «все религиозные — жулики и нахлебники, и какой смысл им следовать?».
– Короче, рав, вы предлагаете обратиться к Фрейду. Выходит, причина неприятия религиозных людей и ценностей немалым числом светских граждан — психологический «перенос» и создание за пределами себя некоего негативного образа, на который на самом деле проецируются твои собственные душевные проблемы и комплексы?
– Арье, вы формулируете несколько резковато, но боюсь, в этом немало истинного. Увы…
– Рав, как вы можете объяснить, что нынче оживленная дискуссия об израильском призыве ведется не только в Израиле, но и в СМИ многих стран, где проживают евреи — в Америке, Канаде, Германии, России…
– Меня это удивляет. Понимаю: мы, особенно российская эмиграция, очень любим Израиль, волнуемся, помогаем, но все-таки… Вот личные примеры. В середине 80-х мы с семьей были на каникулах в Лондоне и посетили знаменитый музей восковых фигур мадам Тюссо. Там обнаружили изображение вполне живого Горбачева, который стоял рядом с Лениным и Сталиным. Направляясь к ним, мы неожиданно услышали русскую речь — беседовали средних лет мужчина и женщина и девушка лет двадцати. Я обратился к жене, слегка усилив голос: «Удивительно, как люди хорошо говорят по-русски!» Услышав нас, женщина направилась ко мне и, даже не представившись, попросила конфиденциально побеседовать «по очень важному вопросу»: «Эта девушка — моя дочь, и как сделать так, чтобы подобрать для нее жениха-еврея?» Я удивился, но ответил: «С большим удовольствием, но все те, кого я могу найти — соблюдающие евреи». Тут подошел муж и громко отчеканил: «Религиозных нам не нужно!» Я предложил: «Вы извините, но может быть, мы сперва познакомимся?» На что жена (в духе старого фильма — «Муля, не нервируй меня!») бросила супругу: «Иди!» Сцена на фоне восковых фигур — прямо для мюзикла. Постепенно все начало проясняться. Женщина рассказала, что она дантист, семья из Риги, а сейчас они приехали из Берлина на выходные. Младший сын «прекрасно говорит по-немецки», а дочка собирается выйти замуж за немца…
– Рав, но я знаю, сегодня многие евреи гордятся, когда выходят замуж за немцев!
– Наши собеседники еще не хотели переступить эту черту. Снова вмешался муж: «Религиозных нам не нужно, они в армии не служат, а жить надо в Израиле и служить в армии!» Тут наконец в разговор вступил я: «Я приехал из Израиля, где служил в армии и воевал. А почему же вы сами не поехали в Израиль, ведь ваш сын в будущем стал бы отличным солдатом?» Ответа не последовало… Дочь, узнав, что я раввин, изумленно произнесла: «Я думала, что все раввины — старенькие и с палочками». Пришлось ее утешить: «Время это исправит». Беседа длилась часа два…
– Рав, так это же любимый салат, который по сегодня находится в еврейской голове: служить надо в армии и жить в Израиле, жениться недурно бы на своих, но религиозных нам не надо, а сам я живу там, где мне удобно и как сложилось… Хочу быть евреем и неевреем одновременно.
– Другой случай был в Америке. Меня пригласили на семинар для евреев из России в Лейквуд, после одной из лекций разгорелась дискуссия о призыве. Со мною был раввин — русскоговорящий израильтянин. Публика излагала: религиозные такие-сякие, не служат, не работают…
В конце дискуссии я задал вопрос залу: «Кто из вас служил в израильской армии?» В зале установилась полная тишина. Я, указывая на другого раввина, уточнил: «Вот тут два человека в черных шляпах, он тоже служил и воевал, и кроме нас — никого?»
Получается очень интересная вещь: я не хочу никого обижать, но странно, что евреи, живущие вне Израиля, горячо дискутируют на тему, которая не только не в их компетенции, но и их лично не затрагивает. Отсюда их детей не призовут. Скажу четче: некогда, в мае 1989 года, ни один из репатриантов не приехал в Израиль — все отправлялись через Вену и Рим по израильским вызовам в Америку. Многие это еще помнят. И тогда был принят закон, что по вызову из Израиля можно ехать только в Израиль. Боюсь, без этого закона Хайфа сегодня была бы немножко поменьше, а Брайтон-бич значительно больше. Я лично за то, чтобы человек сам выбирал, где ему жить. Но не кажется ли вам, дорогие друзья, что выбор, скажем, Америки или Германии ставит под сомнение серьезность вашей дискуссии на тему израильского призыва в армию? Прекрасно, ходите на парады в поддержку Израиля, катайтесь на бесплатные молодежные экскурсии в Израиль, но… И еще: многие авторы «либеральных» израильских СМИ, жители северного Тель-Авива и подобных элитарных районов своих детей в армию не посылают.
Известно, что именно среди израильской светской золотой молодежи уклонение от армии достигло серьезных размеров. Частью — по соображением идейным, частью — просто так. Как шутят израильтяне, «родился усталым, чтобы отдохнуть». Так что многих из этих «радетелей за родную армию» тема призыва тоже лично не касается. А они — «властители умов»…
– Рав, что бы вы, израильтянин и бывший солдат, хотели сказать по поводу собственно призыва в израильскую армию ешиботников? И почему эта тема сегодня так остро встала в русле общей антирелигиозной волны последнего года, поднятой левыми «интеллектуалами»?
Беседовал Арье ЮДАСИН
Продолжение следует
Продолжение следует
отлично, ждём