На фоне суеты
Многолетнее еженедельное писание статей связано у меня с постоянными поисками очередной темы — такой, чтобы была актуальной, достаточно важной и представляющей интерес для читателя, который всегда у меня перед мысленным взором. Разные темы мелькают в житейской суете, но нам надо отобрать и отразить в газете одну, главнейшую.
Если судить по телевидению и другим СМИ, то главной темой нынешней недели является лондонская Олимпиада. Мне эта тема неинтересна. Кто выше прыгнет или быстрее пробежит — это к проблемам, остро волнующим ныне человечество, никакого отношения не имеет. Давнее кубертеновское «О спорт! Ты — мир!» — пустой слоган, служащий прикрытием политиканам и наживающейся на спорте мафии. Если бы нынешний глава МОК думал о мире на планете, то, несомненно, при открытии Олимпиады призвал бы помянуть израильских олимпийцев, убитых террористами на мюнхенской Олимпиаде 40 лет назад. Что мне еще не понравилось в лондонских играх, так это унижение британского премьера Кэмерона, когда он после полного провала своей попытки о чем-то договориться с Путиным джентельменски последовал за ним на финал вовсе не интересующего его дзюдо, где, сам того не желая, послужил Путину желанным фоном на трибуне для Very Important Persons.
Другая тема, могущая привлечь внимание, относится к тому делу, к которому Путин после Лондона вернулся. Это его дело образно называется закручиванием гаек и по сути означает, что никакие моральные ограничения путинскому режиму не присущи, он готов на откровенную демонстрацию как российскому обществу, так и всему миру, намерений абсолютизировать свою власть внутри страны при полном презрении к тем, кто за этим наблюдает извне, будь они хоть и трижды VIP. Это презрение стало особенно заметным в неистовой шумихе, развернутой режимом по совершенно незначительному поводу. Имею в виду трех девушек, которых за молитву «Богородица, Путина прогони!» арестовали, надели наручники и судят как государственных преступников. С одной стороны, непомерная им честь, с другой стороны — назидание: с кем угодно и что угодно сотворим, и никто нам не указчик.
Крайне неприглядно на этом фоне выглядит гундяевщина в лице патриарха, ставшего лауреатом премии «Серебряная калоша» (за «непорочное исчезновение» с фотографии дорогих швейцарских часов на его руке, оставивших, однако, свое незаретушированное отражение на полированной поверхности стола, а главное — в душах граждан). В травле несчастных прихожанок он не постеснялся принять самое неуместное и компрометирующее его участие. Когда-то (при последнем российском царе) вся Россия возмущалась распутинщиной, и кончилось тогда нехорошо, так теперь вот гундяевщина разгулялась. А тут еще история с Бастрыкиным. Нынешний глава Следственного комитета — давний приятель Путина (из одной с ним студенческой группы юрфака ЛГУ) — уже отметился, разыграв недавно расправу с журналистом «Новой газеты», которого лично завез в подмосковный лес и грозился убить. Теперь он, уличенный Навальным в незаконной коммерческой деятельности в Чехии, засадит, пожалуй, Навального в тюрьму, заодно убрав от Путина опасного оппозиционера. Таковы российские темы, они нам близки, но теперь уже для нас не главные.
Главной же на предстоящую неделю темой я склонен считать обращение конгрессмена-республиканца от Калифорнии Дэна Рорабахера к госсекретарю Хиллари Клинтон относительно Ирана. Конгрессмен, являющийся также председателем подкомитета по внешним делам Палаты представителей, считает, что Соединенным Штатам следует поддержать законное стремление иранских азербайджанцев получить независимость от Ирана и воссоединиться с Республикой Азербайджан. «Такая поддержка, — он пишет, — благородное дело само по себе, представит для тиранического тегеранского режима гораздо большую опасность, чем угрозы бомбить его подземные ядерные бункеры».
Насколько сильно выражено желание азербайджанцев Ирана освободиться от персов и объединиться со своими соплеменниками, мне неизвестно, хотя кое-что об этом слышал, когда по прибытии в США в течение года снимал квартиру в доме эмигрантов из Ирана, этнических азербайджанцев. В любом случае позиция США, рекомендуемая конгрессменом, даже чисто пропагандистская, была бы очень чувствительной для Тегерана. Может быть, даже более чувствительной, чем все еще не срабатывающие экономические санкции. К тому же Рорабахер призвал Госдепартамент поддержать тесное взаимодействие между США, Азербайджаном и Израилем, поскольку у этих трех стран теперь общий враг в лице иранского режима.
«Послание конгрессмена — следствие недавних сообщений о военном сотрудничестве между Израилем и Азербайджаном», — пояснил представитель офиса конгрессмена. И я вспоминаю: в СМИ промелькнула информация, будто израильские самолеты, пролетев над Ираном (и отбомбившись), могли бы приземлиться в Азербайджане, подзаправиться и лететь назад.
На послание конгрессмена Госдеп пока не отреагировал. У госсекретаря, похоже, другие заботы: она теперь летает по странам Африки, агитирует за демократию. Мы же пока посмотрим, как на это послание реагируют в Азербайджане. Выхожу на сайт Day.az, читаю статью Орхана Саттарова, руководителя европейского бюро информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа»: «Недавно в азербайджанских СМИ было опубликовано довольно примечательное обращение американского конгрессмена Дэна Рорабахера к Госдепартаменту… Письмо это вызвало у азербайджанской читательской аудитории более чем понятный интерес… Южный Азербайджан для общественности независимой Азербайджанской Республики тема весьма острая и чувствительная… По разным оценкам, от 10 до 22 миллионов граждан нынешнего Ирана — этнические азербайджанцы (тогда как население независимого Азербайджана составляет 7 миллионов. — С.И.).
Две провинции Ирана так и называются: Западный Азербайджан и Восточный Азербайджан… Власти Исламской Республики Иран не считают азербайджанцев самостоятельной нацией. На практике это означает, что в Иране невозможно учиться на азербайджанском языке, вести на нем делопроизводство и самое главное — он не применяется в судах»…
Но означает ли это, что союз против ИРИ уже завтра станет реальностью, задается вопросом Саттаров, и отвечает: «Предложение… использовать азербайджанцев Ирана в качестве дубины, с помощью которой США и их союзники разобрались бы с невыносимым для них тегеранским режимом, вряд ли вызовет в Баку энтузиазм… Но и иранское руководство должно понимать, какое количество «взрывного материала» накопилось в Южном Азербайджане, где этнические азербайджанцы лишены элементарных прав… Понятно, что это не только делает Иран как государство потенциально уязвимым для внешних угроз. В конце концов, взрыв может произойти и без внешнего вмешательства — если напряженность достигнет критической черты».
Итак, эксперт, в компетентности которого вряд ли мы можем сомневаться, считает Иран уязвимым для внешних угроз. Так почему бы нашему госсекретарю не прервать свои бесконечные путешествия, чтобы в аспекте соблюдения прав человека особо выступить в защиту азербайджанцев Ирана, чьи права игнорируются режимом аятолл? Может быть, был бы смысл поставить этот вопрос даже перед Генассамблеей? Несомненно, что многие страны, в том числе и мусульманские, поддержали бы предложенную США резолюцию с требованием к Ирану обеспечить элементарные права своему азербайджанскому населению. Это, безусловно, обострило бы напряженность вокруг того «взрывного материала», о котором у нас шла речь. И даже словесная поддержка могла бы послужить тому материалу спичкой. Не говоря уже о других возможностях США. Глядишь, неглупые ахмадинеджады, если их прижать, призадумались бы. Ох, недорабатывает наш Госдеп!
В связи с этим хочу обратить внимание на статью в вашингтонской газете The Hill, где бывший конгрессмен и член Комитета по иностранным делам Палаты представителей Майкл Макмахон призвал администрацию США поддержать Азербайджан в свете угроз ему со стороны Ирана: «Ядерная и ракетная программы Ирана представляет угрозу для США, Израиля, Европы и арабских стран. Это очевидно, но не учитывается угроза непосредственным соседям Ирана, например, Азербайджану. Это современная светская страна, и миллионы этнических азербайджанцев в Северном Иране смотрят на своих братьев, живущих жизнью современной нации… Тегеран раздражает тот факт, что Азербайджан дружит с США и Израилем… Иран проводит пропаганду на территории Азербайджана — в спонсируемых Тегераном мечетях… Имели место попытки терактов в Азербайджане со стороны иранской агентуры… В то же время иранское радио и телевидение постоянно ведут антиазербайджанскую пропаганду с целью дестабилизации правительства и вербовки боевиков». Почему бы Госдепу, а то и президенту не выступить в поддержку дружественного Азербайджана?
Возвращаясь к азербайджанскому сайту, приведу цитату относительно отношений Азербайджана с Израилем: «Сотрудничество… в том числе в военной области, существует и развивается, но оно построено на вполне прагматичной основе, выражающейся в конкретных интересах обеих стран. И объединяющим элементом здесь является не столько конфронтация с Ираном, сколько трезвый экономический и политический расчет». Там этот расчет конкретно иллюстрируется, но я заканчиваю свое обозрение, чтобы перейти к подведению итога.
Бесконечные угрозы бомбить иранские ядерные объекты — как со стороны США, так и со стороны Израиля — бесполезны, они давно уже всерьез не принимаются ни мировым сообществом, которое к ним привыкло и уже не обращает на них внимания, ни режимом иранских аятолл, которые вследствие этих угроз лишь ускоряют осуществление своих устремлений. Чтобы подорвать возможности Ирана в осуществлении замысла тамошних аятолл, нужны совсем другие меры воздействия на них, пока еще не поздно. Цитированные выше авторы дают, на мой взгляд, дельные советы. А в более широком, глобальном смысле бомбить Иран Америке и тем более Израилю — не надо. Потому что не надо помогать Саудовской Аравии, Лиге арабских государств, братьям-мусульманам и прочим, воспрявшим в результате «Арабской весны». Иран — их главный враг, пусть и впредь они друг друга (так по-русски говорится, но вернее было бы «враг врага») сдерживают. Таков парадокс в глобальной проблематике: вместе они менее опасны, чем по отдельности.