О, как Великий Город ныне пуст!
Он — как вдова, которая когда-то
Была великой госпожой народов,
А ныне — платит им покорно дань.
Она рыдает горестно в ночи,
И слезы льет, и нет ей утешенья.
Друзья, что раньше преданно любили,
Предав ее, отныне ей враги.
Перевод И. Авербуха
Чтением Эйха начинают евреи скорбный плач о разрушении Иерусалима и Храма. Плач пророка Йермиягу был создан на первое разрушение Храма вавилонским царем Навуходоносором два с половиной тысячелетия назад, затем евреи вернулись в Сион и отстроили Храм, и вновь он был разрушен римлянами через пятьсот лет в один и тот же день — 9 числа месяца Ав.
С тех пор Книга плачей «Кинот» только расширялась, так как не было мира и покоя народу-скитальцу в чужой земле среди врагов.
О наших страдальцах — грезы,
Моленья мои и раны,
Стенанья мои и слезы
Мучительны, непрестанны —
О падшей Святыне, книгах,
Сгоревших, как уголь в ночи,
Народ мой, тебя в веригах
На гибель ведут палачи.
О наших страдальцах — грезы,
Моленья мои и слезы.
Ланиты мои пылают,
И слезы текут рекою,
Душа моя изнывает,
Исходит сердце тоскою.
О юношах-единоверцах,
Злодеями умерщвленных,
И о невинных младенцах,
В свитках Торы сожженных,
О наших страдальцах — грезы,
Моленья мои и слезы.
Да будет оплакана слава
Замученных! — в память о том,
Что дважды Девятого Ава
Разрушен был Господа Дом.
Нам эта печальная дата
Дана, чтобы вновь и опять
С рассвета и до заката
Страдания их вспоминать.
Калонимус бар Йегуда
Перевод Л. Амир и И. Авербуха
Долгим было возвращение евреев в Сион. Никто из наших врагов не верил, что возвращение когда-то произойдет. В христианской и мусульманской теологии избранный народ, не признав «истинную религию» и погрязший в своем упорном, жестоковыйном заблуждении, будет обречен на вечное скитание, позор и унижение. Поэтому «возвращение сыновей в пределы свои» было воспринято как потрясение основ. Г-сподь услышал молитвы и возвратил своих детей в Сион, и это является доказательством того, что евреи выдержали двухтысячелетнее испытание и доказали истинность своей веры, получив заслуженную награду — возвращение в Землю Обетованную, Землю, заповеданную только им — и никому больше. Потому что только с возвращением евреев ожила и расцвела эта земля, «отдохнув за все субботы свои».
Именно поэтому Ватикан очень долго не хотел признавать Израиль, именно поэтому не признают Израиль арабские страны, именно поэтому так льнут к террористическому анклаву Палестинской автономии патриархии на Святой земле, несмотря на гонения на христиан, насильственное обращение в мусульманство, разбой и выдавливание их из Святой земли. Именно поэтому «просвещенный мир» твердит о том, что иудеи являются оккупантами в Иудее и не имеют права на свою землю, а террористы, мечтающие уничтожить государство и народ Израиля, — святые мученики. Признать нашу правоту означает признать свое заблуждение.
А правота наша очевидна.
Можно сколь угодно и как угодно анализировать и изучать историю Войны за Независимость, Шестидневной войны и войны Судного дня, и весь анализ событий приводит нас к одному выводу — Чуду победы, Дарованию победы.
«И Я дарую мир в земле, и ты успокоишься, и никто не сможет испугать тебя. И Я изгоню диких зверей из земли, и никто не придет с мечом на твою землю. И ты будешь преследовать врагов твоих, и они падут перед тобой от меча. И пятеро ваших будут преследовать сотню, и сотня ваших будет преследовать в бою десять тысяч, и падут они перед вами от вашего меча» (Ваикра, 26:6–8).
К сожалению, израильское руководство, упоенное славой, отвергло Дар в июне 1967 года. Моше Даян вернул арабам Храмовую гору, Меарат-А-Махпела (Пещеру праотцев) в Хевроне и не принял в границы Иерусалима могилу праматери Рахели.
То, чего не поняли евреи, поняли наши враги, которые, в отличие от светских евреев, хорошо изучали Священное Писание. Они знали, что изгнание и унижение падет на евреев, если они будут нарушать заповеди, находясь в Святой земле. И они знали, что победить евреев могут только сами евреи, разрушая и уничтожая себя изнутри (Бемидбар, 25). Именно поэтому сразу после Шестидневной войны было создано движение «Шалом Ахшав», а потом, как грибы после дождя, начали появляться и другие «правозащитные» организации, существующие на щедрые зарубежные пожертвования — «Бецелем», «Еш Дин», «Махсом Вотч», и прочая, и прочая. По искам этих организаций БАГАЦ принял решение об изгнании евреев из их домов в Амоне, Гиват-Ульпане и Мигроне.
Но эти изгнания были следствием больших преступлений — ухода с Синайского полуострова, который теперь превратился в террористическую базу, заключения Ословского соглашения о разделении Святой земли и передаче Иудеи и Самарии в руки Амалека, и изгнания евреев из Гуш-Катифа 9 Ава.
Правительство Шарона — Ольмерта назначило изгнание именно на день разрушения Иерусалима и Храма, но, спохватившись, перенесло на день позже, на 10 Ава, словно в этот день не продолжается частичный пост, словно не продолжалось в этот день разграбление и осквернение святынь, убийство евреев и разрушение их домов.
Вторая ливанская война, начавшаяся через год после изгнания евреев из надела Йегуды (ибо сектор Газы относится к колену Йегуды), «сломила гордость твоей силы» (Ваикра, 26:19).
И уже ведутся переговоры о разделе Иерусалима и создании террористического государства в Иудее, и только враги наши спасают нас, отказываясь обсуждать с нами условия нашей капитуляции.
Обстановка на Ближнем Востоке накаляется. «Мусульманские братья», идеологи всемирного халифата, набирают силу и готовы опутать своей сетью не только Египет, но и весь Ближний Восток, Иран создает ядерное оружие, а сирийский пожар грозит перекинуться через границы.
Народы вновь готовятся к войне,
Но Ты, Господь,
прими мою молитву!
Пронзает дрожь,
смятение во мне:
Настало время
выходить на битву.
Взгляни, Господь:
надменны и тверды
Злодеи, что Твое бесчестят Имя, —
Ни Б-га не боятся, ни беды:
Грехами наслаждаются своими.
Эльязар Калир
Перевод Л. Амир
Мы живем во время исполнения пророчеств. И одно из них, пророчество Йоэля, служит великим напоминанием и предостережением всем народам и их правителям: «И настанут дни, и настанет время, когда Я верну из пленения Йегуду и Йерушалаим. И Я соберу народы в долине Йеосафата, и буду судить их за народ Мой и наследие Мое Израиль, который рассеяли они среди народов, и за Землю Мою, которую они разделили» (Йоэль, 4:1–2).
Еще сочится кровь, но,
знаю, сочтено
Раненье каждое,
воздастся им оно.
Народы судит Он,
пощады — не дано.
Который год я жду,
отчаявшись, спасенья!
А в сердце у Меня
назначен день отмщенья:
Пора возмездия
и время избавленья.
Калонимус Младший
Перевод В. Ванникова