Зеэв Янкелевич (Израиль)
Дорогие друзья, возможно многим покажется, что этот текст слабо связан с еврейскими актуалиями, еврейскими проблемами… Ну к чему он здесь? Но когда полыхает пожар в доме соседа, приходится быть очень внимательным, и если потушить этот пожар не в наших силах, то пристально следить за ним и не дать ему перекинуться к нам, даже если это кому-нибудь захочется – это прямая обязанность.
Надо же думать, что понимать
В. Черномырдин
Прав, прав Виктор Степанович, думать надо, но иногда понимать совсем не просто. Вот, к примеру, «корабли Северного, Балтийского и Черноморского флотов РФ под командованием контр-адмирала Владимира Касатонова 10 июля одновременно вышли из пунктов базирования и направились в Средиземное море в сирийский Тартус». Зачем?Минобороны России объявило целью похода кораблей отработку учебно-боевых задач в Средиземном море. «Интерфакс» сообщает, что «группировка кораблей Северного и Балтийского флотов отработает учебно-боевые задачи в Средиземном и Черном морях во взаимодействии с отрядом боевых кораблей Черноморского флота », но вот в чем вопрос – отрабатывать задачи совместного маневрирования или иные – для этого нет необходимости идти в Средиземное море в Тартус. Вот если отрабатывать взаимодействие или противодействие с шестым флотом США, то тогда понятно, но такие задачи вроде не ставятся.
Может, пытаются защитить Сирию от НАТО и делом продемонстрировать поддержку Асада? Но — «Поход кораблей никак не связан с нынешним кризисом в Сирии, а проводится «в соответствии с планами боевой подготовки ВМФ»» уверяют нас.
Давайте присмотримся к составу кораблей. В соединение входят пять больших десантных кораблей «Николай Фильченков», «Цезарь Куников», «Александр Отраковский», «Георгий Победоносец» и «Кондопога», три СКР — «Сметливый», «Ярослав Мудрый», «Неустрашимый», спасательный буксир «СБС-921», суда вспомогательного флота и обеспечения. Явно не ударная группировка. Она может привести в Сирию вооружение и десант или вывести из Сирии людей и 3-4 тысячи тонн грузов. А еще эта группировка может поработать живым щитом, прикрывая порты Асада от силовых операций. Для живого щита кораблей многовато, вести в Сирию оружие и десантников бессмысленно, от силовых операций Россия получила афганскую и чеченскую прививки, а вот вывозить из Сирии российских граждан, скорее всего, придется. По утверждению главы МИДа РФ Сергея Лаврова, в Сирии проживает около сотни тысяч россиян.
Но вполне возможно, что вывозить придется алавитскую верхушку, чтобы спасти их от развития событий по Каддафи или Чаушеску, но для этого нужно осознать, что шансов справиться с ситуацией у режима Асада не осталось.
Если бы я всё назвал, чем я располагаю, да вы бы рыдали здесь!
В. Черномырдин
Посол России во Франции Александр Орлов так и сделал. В эфире радиостанции RFI он, в частности, заявил о готовности президента Сирии Башара Асада покинуть свой пост в ближайшее время. Он считает, что Асаду будет трудно остаться на высшем государственном посту после того, что произошло в Сирии, поэтому отставка главы государства — вопрос времени. Особо посол отметил, что Москву и Дамаск не связывают какие-либо особые отношения, и что главное для России — принцип невмешательства во внутренние дела других государств.
Асад эту идею как-то не воспринял. Его можно понять — ему, конечно, нелегко. Просто обидно — всего два года назад вся страна его страстно любила, а сейчас города ликованием отмечают смерть его родных и друзей. Может его радует мысль, что в Тартус идут российские БДК с пехотинцами на борту? От таких волнений можно начать надеяться и на это. Но все же более реальным представляется выбор всего из двух вариантов: сражаться до конца или уйти в морской круиз на БДК «Адмирал Чабаненко«
.
Второй вариант, по крайней мере, спасает от судьбы Каддафи. Решать Асаду придется, а решать он как-то не очень любит.
Хотели как лучше, а получилось как всегда
Виктор Черномырдин
Счастье было так возможно. Сначала Израиль обхаживал Асада, как обычно упиваясь иллюзиями мира, основанного не на реалиях, а подписанной бумаге, которой на Востоке цена совсем иная, чем на Западе. В это же время Асад начал выстраивать отношения с Ахмадинежадом. Барак Обама срочно направил к нему переговорщика Митчела. После долгих лет практически полного разрыва между странами на экранах новостных агентств появились фото рукопожатия Митчелла и Башара, всякие приятные заявления и послания. Аль-Джазира оповещала мир о завершении западного бойкота Сирии. Советница Асада Бутейна Шаабан обнародовала, что «Поступили послания от Обамы, что он хочет открыть новую страницу. Мы надеемся, что будут предприняты действенные меры для реализации этих посланий».
В феврале 2010г. Обама перешел к активным действиям — объявил о «Программе реабилитации Сирии», назначил впервые за 5 лет посла США в Дамаске и перевел финансовую помощь. ЕС предложил свой пакет помощи в виде «Соглашения в сложившейся ситуации», включавшей отмену пошлин и финансовую помощь для восстановления сирийской экономики. ЕС, естественно, потребовал от Сирии экономических реформ и улучшения положение с правами человека.
Ахмадинеджаду это все не нравилось. Он послал главу МИДа Мунашира Мутаки в Дамаск и организовал еще один визит Асада в Тегеран. Башар Асад, принятый в Тегеране с большим пиитетом, заверил в вечной дружбе и заявил о праве Ирана развивать свою «мирную» ядерную программу.
Алон Лиэль, бывший генеральный директор министерства иностранных дел Израиля, описал ситуацию так: «За Башаром ухаживали с двух сторон, и это ударило ему в голову». «У него было много вариантов, но он отбрасывал их все и всегда выбирал самый худший. <…>» Он мог «оставить Иран и присоединиться к Западу. Но он не принял решения. Три года назад, когда Барак Обама вступил в должность, ему была протянута рука из Вашингтона, но он не подал свою. Он хотел выиграть все: и Иран, и Запад, ему понравилось, что за ним ухаживают и он «решил не решать». Тогда решили за него».
Скорее всего, отделение от радикальной оси не спасло бы Асада от «арабской весны» в Сирии, но тогда на стороне протестного движения не выступали бы Турция и монархии Персидского залива, снабжая повстанцев деньгами и оружием.
Никогда этого не бывало, и вот опять!
Виктор Черномырдин
Если режим Асада доживает последние дни, то как понять Россию? Зачем ей поддержка проигравшего режима? Неужели опять те же грабли?
Все не так просто. Исполнительный директор вашингтонского Центра национальных интересов (The Center for the National Interest) Пол Сондерс считает, что национальные интересы прежде всего субъективны, их объективность иллюзорна, их важность определяют не аналитические центры и академики а политические лидеры. При этом символизм в определении национальных интересов имеет определяющее значение. Авторитет и ощущение силы являются почти столь же важными, как и настоящая сила, и могут избавить страны от самого проявления силы, что особенно привлекательно для тех, у кого силы на самом деле немного.
Этот подход во многом объясняет российскую точку зрения. Именно такой, символический смысл может иметь для России потеря базы в Тартусе, и подорвать российские позиции на Ближнем Востоке. Ближний Восток – это практически единственный регион дальнего зарубежья, в котором Россия имеет ощутимое влияние. Политическое поражение в Сирии может быть чревато потерей влияния в переговорах по иранской ядерной программе и в «квартете» по израильско-палестинским отношениям.
Вообще-то успехов немного. Но главное: есть правительство.
Виктор Черномырдин
Правительство есть. Пока. А вот куда делся Асад после теракта, где погибло его ближайшее окружение пока не ясно. Даже США, по словам Джея Карни, официального представителя Белого дома, не знают.
Но на месте Асада спрятался бы любой. В самом охраняемом здании Службы национальной безопасности в центральном районе Дамаска в теракте погибли министр обороны Сирии Дауд Раджха, его заместитель, бывший глава военной разведки Сирии Асеф Шаукат, а также помощник вице-президента по военным вопросам, глава антикризисного штаба Хасан ат-Туркмани и глава следственного аппарата Службы общей разведки Сирии, двоюродный брат президента Башара Асада, Хафиз Махлюф, от ран в больнице скончался министр внутренних дел Мухаммад аш-Шаар. Кроме того целая серия взрывов произошла в расположении элитной Четвертой механизированной дивизии, командует которой брат Башара Асада — Махер. Здесь важно обратить внимание вот на что: бомбы взорвались в расположение самого лояльного режиму воинского соединения — доставить их туда без помощи изнутри просто невозможно. Кого теперь опасаться Башару Асаду? Прятаться – это конечно хороший временный выход, но прятаться долго не удастся. Решать придется.
Вопрос «выживет ли теперь Асад» на повестке дня уже, похоже, не стоит, и весь вопрос в сценарии ухода — по Каддафи или как-то иначе? Вот тут российские БДК могут сказать свое слово и предложить свой сценарий.
«Есть еще время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела»…
Виктор Черномырдин
Скорее всего Виктор Степанович имел ввиду именно Хизбаллу. Поражение шиитов в Сирии подорвет доминирующий статус Хизбаллы в Ливане. Она и так уже сильно надоела ливанцам, да еще вокруг сунниты побеждают шиитов, а Ливан не примет в этом участия? Да и простят ли монархии Персидского залива и Турция поддержку Хизбаллой Асада? Если у Хизбаллы и «есть еще время сохранить лицо», то очень небольшое.
Начальник израильской военной разведки генерал-майор Авив Кохави, отметив, что «сирийский режим, в общем, уже обречен» обеспокоен лишь тем, кто придет на смену слабому и тихому Асаду. Его, вполне возможно, заменят более активные и неадекватные деятели, способные доставить Иерусалиму много головной боли. Но сейчас главное – следить за химическими арсеналами Асада.
Июль 2012. Материал предоставлена автором
Фотоиллюстрации из интернета