Недельная глава Торы «Матот»
– Недавно я открыл для себя новый смысл слова Германия, — рассказал мне гостивший в Нью-Йорке израильский раввин Цви Патлас. — По дороге из Израиля в Америку я остановился в Берлине и встречался там с русскоязычными евреями. Я был приятно удивлен, увидев в синагоге много молодых религиозных пар, детей иммигрантов из бывшего СССР. Однако одна встреча особенно поразила меня. Я познакомился с немцем, который перешел в иудаизм. «Недавно я шел по улице Берлина и турок- мусульманин обозвал меня грязным евреем, — сказал он. — Мне трудно передать то чувство гордости, которое я испытал. Наконец во мне начали узнавать еврея, о чем я так долго мечтал. Многие немцы интересуются всем, что связано с евреями и еврейством, и потому некоторые говорят, что слово Германия означает «гер-мания» (гер — дословно «пришелец», «перешедший в иудаизм человек»), то есть мания перейти в иудаизм»…
Об интересе немцев к еврейским темам я узнал, когда в «Синай Академи», еврейскую школу в Бруклине, начали приезжать на учебу ребята, которых родители привезли детьми из СНГ в Германию. Один из них, Давид (Олег), рассказал мне о своем пути к еврейству, и о том что, еще будучи студентом старших классов школы, он начал писать статьи о жизни еврейской общины, которые удостаивались публикации в крупнейших газетах. «Для немцев все, что связано с евреями, — это сенсация», — объяснил Давид. Впрочем, особое удивление могут вызвать статьи, рассказывающие о судьбах детей некоторых нацистских преступников. Потомки тех, кто убивал евреев, прилагают усилия для возрождения еврейской культуры или даже переходят в иудаизм…
Однажды мне довелось познакомиться с молодым русскоязычным человеком, переехавшим из США в Израиль и начавшим изучать Тору, который сказал мне, что он правнук Троцкого. Спустя некоторое время мне попала в руки статья его матери, которая писала в американском журнале «Комментарии»: «Если бы мой дед узнал о том, что его правнук изучает Тору в Израиле, то он бы перевернулся в гробу»…
Любопытно, что мы находим в Талмуде рассказ о том, как потомки негодяя Амана, стремившегося уничтожить евреев, стали мудрецами Торы — членами верховного суда Сангедрина. Подобную идею мы находим и в Торе. «Отомсти мидьянам!» — призвал Всевышний Моисея после того как тысячи евреев погибли во время эпидемии страшной болезни, разразившейся из-за того, что мидьянские женщины принесли идолов в лагерь народа Израиля. Впрочем, не мидьяне, а моавитяне преградили евреям дорогу в страну их отцов. Царь Моава Балак позвал мидьянского жреца Билама, для того чтобы тот проклял евреев. Билам попросил Балака построить жертвенники и приносить жертвы Всевышнему, чтобы он смог проклясть евреев. Однако Всевышний перевернул проклятия Билама в благословения. Тогда Билам посоветовал Балаку попросить помощи у Мидьяна, чтобы мидьянки принесли идолов евреям. «Так почему же Всевышний указал Моисею отомстить Мидьяну, а не Моаву? Потому что из моавитян выйдет прабабушка царя Давида Рут, которая являлась прямым потомком царя Балака», — объясняет Раши.
Так неужели преступление Балака так и останется безнаказанным? Этот вопрос кажется особенно важным в свете слов мудрецов Талмуда, которые удивляются, почему негодяй Балак удостоился того, что его потомок царь Соломон возносил жертвы Всевышнему в Иерусалимском Храме. Потому что Балак возносил жертвы Всевышнему, пытаясь помочь Биламу проклясть евреев. Впрочем, для Балака эта «заслуга» на самом деле явилась самым большим наказанием. Ведь Балак приносил жертвы, стремясь уничтожить евреев, а его потомок царь Соломон делал прямо противоположное — построил Иерусалимский Храм, в котором приносились жертвы во имя мира и существования евреев.
Почему Всевышний не указал Моисею отомстить моавитянам? Во имя прабабушки царя Давида Рут, говорят мудрецы Талмуда. Суть ответа состоит в том, что самой большой местью моавитянам стал тот факт, что их потомки становятся великими царями и защитниками народа Израиля! Каждый человек мечтает о том, чтобы его потомки продолжили его дело.
«У лжи нет ног», — писали мудрецы Талмуда. В конце концов ложь становится всем очевидной, чем и объясняется падение «империй зла». Истина же выдерживает испытание временем, и потому добро торжествует, в конце концов побеждая зло. Настоящим наказанием негодяям становятся их потомки, которые восстают против преступлений своих отцов. И величайшей наградой праведников является осознание того, что их потомки продолжат их жизненный путь. Хочется пожелать всем нам, чтобы мы удостоились выбрать путь истины и добра, с которого никогда не свернут наши дети и внуки!