Унылая «Россия», или средство от ностальгии

В стенах музея Гуггенхайма представлена экспозиция «Россия». Есть там, в небольшом количестве, и скульптуры. Осмотр начинается с икон, написанных по прошествии более трех веков после того как Византия обратила Русь в христианство. Год тому назад в музее «Метрополитен» прошла выставка «Византийские иконы», где были представлены лики Христа и святых, написанные в самой Византии, балканских странах (входивших в состав Византии) и России. Те, кто видел «метрополитеновскую» выставку, могут сопоставить увиденное и понять без особых разъяснений искусствоведов, что российские иконы отнюдь не являются уникальным явлением, о чем твердили нам в советские времена.

На выставке присутствуют не только картины русских художников, но и западных художников из русских коллекций, причем, далеко не лучшие. Убогая по колориту, типично «передвижническая» картина Репина «Бурлаки», в которой существенно лишь содержание, задает тон выставке. Лучших работ Репина, впрочем, как и многих других художников, на выставке нет. Несколько блестящих работ Брюллова, Левитана, Серова и Врубеля не изменяют общий тон экспозиции.

Раздел советской тоталитарной живописи, поразительно совпадающей с аналогичной по времени живописью фашистской Германии, по крайней мере, выполнен очень сильными профессионалами-живописцами с высшим образованием по специальности.

А вот верхние ярусы выставки заполнены российскими нонконформистами, как правило, не имеющими должного образования в области живописи. В XXI веке, как и в прошлом, людей лечат врачи, а не ветеринары, и сегодня мы предпочитаем профессиональный балет самодеятельности. Уже давно в симфонический оркестр или оперную труппу может попасть далеко не любой выпускник консерватории. Но зато цветут в российской нонконформистской живописи «цветут» дизайнеры мебели, самодеятельные мурзилки, сварщики и шлифовщики. Поэтому на выставке «Россия» профессиональное убожество и подражательство московских и питерских нонконформистовЗападу, еще более очевидно.

Выходцам из бывшего СССР, имеющим теперь возможность видеть шедевры в «Метрополитене» и других музеях США, Италии, Франции т. д., нынешняя выставка «Россия» помогает, скорей, избавиться от ностальгии, чем получить удовольствие.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора