Ни себе, ни людям

«Толдот» начинается с рождения у Ицхака и Ривки двух близнецов, Эсава и Яакова, которые стали прообразами двух народов: римлян, от которых произошли современные западные нации, и евреев.

Два ключевых эпизода этого раздела: продажа Эсавом первородства за чечевичную похлебку и получение Яаковом благословения от Ицхака – известны всем. Отметим только, что под первородством имеется в виду не очередность появления на свет (здесь приоритет Эсава неоспорим, что и зафиксировано в Торе: он вышел первым из материнской утробы, а за ним – Яаков, держась за его пятку, на иврите «акев».) Просто старший брат отказался от своих духовных обязанностей, связанных со служением Творцу, не захотел быть священником, бездумно и задешево уступив эту высокую честь Яакову и его благодарным потомкам, т. е. нам с вами.

Между этими двумя сценами, разделенными 48 годами, «затесался» малозначительный, на первый взгляд, эпизод, в котором рассказывается, как Ицхак, подобно Аврааму, отправился к филистимлянам в город Грар, чтобы переждать голод, начавшийся в Эрец Исраэль. Там он, по примеру отца, выдал жену Ривку за свою сестру.

Со временем Ицхак заметно преуспел в Граре на экономическом поприще: «И посеял Ицхак на земле той, и получил в тот год урожай стократный, и Г-сподь благословил его. И стал Ицхак человеком заметным, и росло его достояние все больше и больше, пока не стало безмерно велико» (Берешит, 26:12,13).

Дальнейшие события развиваются по классическому сценарию, повторяющемуся с евреями из века в век: «… И стали завидовать ему филистимляне. И все колодцы, которые выкопали слуги отца его, Авраама, когда он был жив, засыпали и заполнили землей» (Берешит, 26:15). Между прочим, те самые колодцы, из которых они сами черпали воду. Вот к чему ведет ненависть, замешанная на зависти.

Казалось бы, достаточно обойтись одним трансфером: выгнать Ицхака из «Палестины», и все дела. Причем здесь колодцы? Но так было всегда и везде.

В самом деле, что побуждало нацистов преследовать евреев, лучшую и самую патриотичную часть германского общества, отказываться от использования «еврейских» технических изобретений, наконец, упрямо гнать в Освенцим эшелоны с евреями при острой нехватке вагонов для фронтовых нужд? А чем руководствовались советские власти, когда, вопреки американским экономическим санкциям, отказывали евреям в праве на выезд? Боялись утечки мозгов? Но от этих дискриминируемых мозгов все равно было мало пользы. Получались те же самые колодцы Авимелеха: ни себе, ни людям.

Да, антисемитизм алогичен, смешон в своей абсурдности и тем опасен и непобедим. Фараон говорил древним египтянам: «Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, а не то умножится он и, случись война, присоединится и он к врагам нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны» (Шмот, 1:9,10). Позвольте, где элементарная логика? Если евреи так опасны, если они – пятая колонна, почему надо бояться их возможного ухода?

Филистимский царь поступил логичнее фараона: «И сказал Авимелех Ицхаку: «Уходи от нас, ибо стал ты гораздо сильнее нас». Ицхак, конечно, не задержался, но тут выяснилось, что вместе с этим евреем из страны ушло и процветание. (Эта классическая ситуация повторилась затем в средневековой Испании и бывшем СССР: лишившись своих евреев, эти страны скатились на задворки истории.)

Авимелех опомнился и вместе с приближенными отправился к Ицхаку выражать «сожаление». «Почему вы пришли ко мне? – удивился наш праотец. – Ведь вы ненавидите меня и отослали меня от себя!» Но они сказали: «Увидели мы, что, несомненно, Г-сподь – с тобою (Авимелех попал в точку: вот оно, тайное оружие сионизма!)… Давай заключим с тобой союз: что ты нам не сделаешь зла – как мы не тронули тебя и как мы делали тебе лишь добро и отпустили тебя с миром». Мол, знай нашу доброту: могли ограбить и убить тебя, но проявили гуманизм – только выгнали из страны, целым и невредимым.

Верх лицемерия, скажете вы. Но разве не то же самое происходит сейчас. Западные страны непрестанно оплакивают евреев, погибших в Катастрофе, открывают музеи и мемориалы, восстанавливают еврейские центры и кладбища. Но при этом исправно голосуют в ООН за антиизраильские резолюции, поддерживают «правое дело палестинцев», фактически поощряя террористическую войну, развязанную арабским миром против Израиля и всего еврейского народа.

В Торе нет случайных, проходных эпизодов. Она рассказывает нам о будущем. Опыт общения Ицхака с филистимлянами помогает нам лучше понять скрытую механику антисемитизма, распознавать его даже под самой респектабельной маской.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора