В данной заметке рассматривается подлинность веры тех, кто состоит в традиционных общинах, признающих богоданность Торы и необходимость исполнения заповедей Всевышнего. Реформистские, консервативные, реконструктивистские и другие так называемые «прогрессивные течения в иудаизме» здесь не рассматриваются, ибо, по определению, они не могут иметь отношения к подлинной вере, поскольку отбрасывают необходимость исполнения значительного количества Б-жественных заповедей. Тот, кто утверждает, что часть заповедей или только одну какую-либо исполнять не обязательно, тем самым отрицает Тору.
Поэтому рассмотрим проблему подлинности веры в традиционных ортодоксальных, хасидских, сефардских и других общинах, признающих необходимость соблюдения всех заповедей Творца.
Много евреев во всём мире посещает синагоги. Означает ли это, что все они обладают истинной верой? Нередко в обиходе можно услышать, как кто-то спрашивает: «Является ли такой-то верующим?», — на что получает ответ: «Да, конечно, он регулярно посещает синагогу». Как будто отношение человека к вере определяется тем, ходит ли он в синагогу. Подлинность веры человека заключается в том, выполняет ли он заповеди Всевышнего, а если выполняет, то насколько качественно! Так, например, еврей, тщательно соблюдающий религиозный ритуал, но грубо разговаривающий со своими родителями или занимающийся сплетнями, не может относить себя к верующим или религиозным человеком, ибо он, исполняя часть заповедей (ритуальных), не исполняет в то же время определённых этических заповедей. Такие евреи и заповеди ритуального характера нередко исполняют чисто механически.
Здесь уместно привести слова раввина Меира Кахане, да отомстит Всевышний за его кровь, из бюллетеня «Еврейская Идея», № 46, 5762: «Даже если внешне и на первый взгляд еврей кажется соблюдающим заповеди и законы Торы, это ещё не свидетельствует о том, что вера его — не поверхностная, поскольку многие из соблюдающих мицвот соблюдают лишь религиозный ритуал. Выполнение ими заповедей проистекает из того факта, что они родились в религиозной семье и были так воспитаны и приучены. Привычка стала их натурой, однако образ их жизни не строится и не базируется на правильных и сильных взглядах и мыслях».
Кстати, на механическом исполнении заповедей и ритуалов стоит остановиться особо. Многие евреи-иммигранты, да и американские евреи, не имеющие достаточного опыта в чтении и произнесении молитв и не очень хорошо знающие иврит или не знающие его вовсе, наверняка, посещая синагоги, испытывают трудности восприятия смысла молитв, произносимых ведущим службу нередко очень быстро. Такое быстрое произнесение молитв подходит, если община состоит из евреев, которые хорошо их освоили и имеют достаточный опыт. Однако, если в общине есть новые люди, не знакомые или плохо знакомые с молитвами и их философией, без опыта их произнесения, лучше попросить ведущего проводить службу и читать молитвы в более медленном темпе. Здесь не нужно стесняться. Ведь само по себе быстрое чтение молитв для тех, кто не успевает уловить то, о чём в них говорится, может приучить новичков к чисто механическому их произнесению, а в дальнейшем и к механическому исполнению различных заповедей. Если в общине, где есть люди, неопытные в молитвах, не проводятся специальные занятия по чтению молитв и их философии, целесообразно попросить раввина провести такие занятия.
Иудаизм нельзя изучать формально, без эмоций и переживаний событий прошлого. Эту мысль очень хорошо выразил благословенной памяти раввин Иосеф Б. Соловейчик («Община завета»), считавший, что понять Откровение может лишь тот, кто в состоянии пережить как личные события, изложенные в Танахе: «… Евреи были изгнаны из Земли Израиля 1900 лет назад. Осознание, что это наш дом, произошло не потому, что мы много помним о событиях, случившихся тогда, и о народе, жившем там 3000 лет назад. Для нееврея это просто историография. Для нас же — это факты эмпирические. События Танаха существуют в нашем настоящем. В хедере мы плакали, узнавая, как был продан Йосеф, и радовались, читая о его восхождении и могуществе. Мы ощущали близость и живость этой драмы. Девятое Ава не было для нас историей из древности, мы чувствовали себя свидетелями трагедии. Перед нашими детскими глазами было пламя, охватывающее Святая Святых. Мы ощущали причастность, вовлечённость, как если бы переместились во времени к 70 году н. э.».
Евреи, соблюдающие, в основном, лишь ритуал и не воспринимающие иудаизм во всей его полноте, при определённых условиях могут свернуть с путей Торы и попытаться в дальнейшем ассимилироваться в других культурах. Именно это нередко и происходило с прежде соблюдавшими традиции евреями, прибывшими в США из других стран. Поэтому важнейшей задачей является неформальное усвоение иудаизма как цельного мировоззрения, дающего нашему народу почву под ногами и подлинную духовную силу.