По газонам не ходить! Россия: второй заход в сталинизм

История, писал Маркс, повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй раз как фарс. Это неправда. История может повторяться много раз как трагедия. Если похожа на фарс, то это вовсе не повторение. Современная история многострадальной России тому пример. Рассмотрим хотя бы небольшой ее отрезок, запечатлевшийся в нашей памяти.

Первый заход в сталинизм после брежневского застоя задумал генсек Андропов. Мы помним затеянные им милицейские облавы в местах скопления людей, ужесточение контроля за инакомыслием, усиление репрессивных мер внутри страны и конфронтацию с Западом. Он вернул бы в страну сталинские порядки, но времени ему не хватило, а главное — здоровья. Не блистал здоровьем и Черненко, следующий генсек, он еле дышал, так что затеянную предшественником политическую реабилитацию Сталина он осуществить не смог.
И вот пришел Горбачев. Не всесильный, сдерживаемый партаппаратом, он все-таки затеял перестройку, гласность, «новое мышление», резко ослабил идеологические узы, дал народу невиданную ранее свободу, подружился с Западом, и казалось, что назад ходу нет. Увы, разразился путч ГКЧП, в Москву введены войска, Горбачев заперт в Форосе, страшно, аж жуть, но вот уже Ельцин на танке, и народ вышел на улицы. Почему путч, имевший целью возврат к сталинизму, не удался? Я думаю, что недотепы-гэкачеписты не учли, что народ за время горбачевской перестройки, ощутив свободу, воспрянул духом и оказался готовым к сопротивлению. Даже армия несколько изменилась, ощутив перемены в обществе. Поэтому трагедия обошла тогда Россию стороной, путч обратился в фарс.
Однако пора успокоения в Россию с этим не пришла. Не вышло у гэкачепистов с ходу, так те же силы пошли другим путем — тихой сапой в обход. Пропустим в нашем беглом обзоре «лихие девяностые», но во второй их половине из Петербурга в Москву (по маршруту Радищева) пропутешествовал кем-то тайком направленный неприметный человек в штатском по фамилии Путин. Причем проследовал он непосредственно в Кремль, к управделами президента Российской Федерации Пал Палычу Бородину, и сразу стал его заместителем, затем, пользуясь чьей-то мощной протекцией, быстро, как по писаному, продвигался вверх по служебной лестнице поближе к Ельцину, в 1998 году стал директором ФСБ и оттуда опутал уже ослабевшего президента, как паук попавшую в паутину муху. Так опутал, что тот за обещание благополучия ему и членам его семьи назначил Путина премьер-министром, а вскоре уступил ему и высшую власть.
Это была операция КГБ-ФСБ, проведенная, что и говорить, блестяще. Путин на праздновании Дня чекиста 20 декабря 1999 года (за десять дней до передачи ему Ельциным президентских полномочий) торжественно сострил: «Разрешите доложить, коллеги. Группа оперработников, командированных вами для работы под прикрытием правительства РФ, свою задачу успешно выполнила!» Зал умильно заулыбался и одобрительно захлопал.
«Товарищи! Революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась!» — сказал бы, подглядывая из Мавзолея, «вечно живой» Ильич. Второй заход России в сталинизм, о котором так долго шептались кагэбисты-гэкачеписты, свершился! По крайней мере, наметился. А раз вспомнили Ильича, то вспомним еще один его знаменитый выкрик: «Есть такая партия!» Сегодня это «Единая Россия», с легкой руки Алексея Навального обретшая название партии жуликов и воров, истинно отражающее ее сущность. Организована она по матрице КПСС, ибо, как формулировал Черномырдин, «какую бы партию мы ни создавали, получается КПСС». Теперь Путин временно привязал эту партию к Медведеву, чтоб не отвлекался и не дергался с обещанными нововведениями. Это в дополнение к тому, что отныне в России будет два правительства: одно в российском Белом доме, куда перебрался Медведев, другое — в Кремле, куда перебрался Путин. Это опять же заход в сталинскую методику правления, когда у Хозяина тоже было два правительства: Совет Министров и ЦК ВКП(б) с соответствующими отделами, курировавшими министерства, определявшими курс и контролировавшими исполнение…
Простите, читатель, увлекшись, я нечаянно забежал вперед. Вернусь в 2000-й. Одним из первых заранее задуманных деяний нового президента, как помним, было возвращение стране сталинского гимна.
Музыка А. Александрова (бывший его «Гимн партии большевиков», сочиненный в 1938-м), текст С. Михалкова. Служившая гимном «Патриотическая песня» великого Михаила Глинки Путину оказалась не по душе. В сталинском гимне Михалков спешно поменял какие-то слова, но это не изменило его сути, тем более что старые его слова («Нас вырастил Сталин — на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил») были восстановлены на всеобщее обозрение в московском метро. Никакой любитель восстановления исторического облика столицы, никакой начальник метро и никто из высших чинов не осмелился бы это санкционировать — это, несомненно, сам Путин приказал.
Возвращение сталинского гимна стало серьезной идеологической заявкой на новый заход в сталинизм, и все последующие годы (как я их смею оценить) стали последовательным осуществлением этой заявки. Четыре года президентства Медведева (с Путиным, состоявшим при нем для видимости в качестве партнера по тандему, а на деле в роли всевластного регента) ничего не изменили, и теперь, возвратившись в Кремль, Путин, по всему видно, намерен продолжить свой путь.
Ситуация однако меняется, железного занавеса, который помогал Сталину отгородиться от тлетворного Запада, давно нет, воздух насыщен информацией, глушилки, которыми при Сталине забивали зарубежные радиоголоса, теперь не помогут, новое мышление, инициированное Горбачевым и поощренное ранним Ельциным, овладевает все большим числом людей, в народе растет недовольство, наиболее продвинутые и возбужденные выходят на улицы. Чувствуя это, Медведев время от времени что-то несмело вякал про права человека, несовершенство судебной системы и избирательного законодательства, про модернизацию и демократизацию. Некоторые завороженные им интеллигенты порой воспринимали его слова с надеждой на желанные перемены, хотя и видели, как Путин хмурился и одергивал Медведева, низводя его инициативы на уровень ничего не значащей маниловщины. Этой игре, кажется, пришел конец. Начинается новый этап авторитарного правления.
Мы видим, что этот новый этап Путин начинает с показательного подавления ОМОНом протестов несогласных, в том числе проявляющихся в виде мирных шествий, пикетов и митингов. Их участников избивают, лидеров протестного движения подвергают арестам и судебному преследованию. «Где посадки?» — как бы снова слышится его вопрос силовикам, и начинаются посадки. Про «мочить в сортире» пока не слышно, однако после массовых избиений в ходе «Марша миллионов» люди запуганы. Это, очевидно, и требовалось власти. Не случайны были препятствия на пути спокойного шествия и провокаторы, намеренно внедренные в ряды протестующих.
Потом полиция разогнала даже «народные гуляния» на бульваре на Чистых прудах, где совершенно мирно настроенные оппозиционеры пели песни под гитару. Мэрия обвинила их в вытаптывании газонов. «По газонам не ходить!» — напоминает власть забытое со сталинских времен правило. Мелочь, конечно, но знаменательная.
Возле метро «Баррикадная», где по газонам не ходили, задержания начались с проверки документов гуляющих. А вот рассказ фотокорреспондента с Триумфальной площади: «Подъехали три автобуса с ОМОНом. Выскочили ребята в шлемах, старший сказал: «Работаем!» А всего-то человек сорок читали стихи у памятника. Я спросил майора: «Что-то не так?» Он говорит: «Ну, мы же не знали, что тут культурные люди». Омоновец сказал: «Главное — по газонам не ходите! Увижу, что по газонам ходите, — заберем!» Потом постояли еще немного, послушали стихи и уехали».
Главное, значит, по газонам не ходить, а то заарестуют. У меня когда-то сочинилось стихотвореньице на эту тему. Как одно из первых американских впечатлений:
О, дивные американские газоны!
Как непривычны вы
для вышедших из зоны,
Привыкших по газонам
не ходить:
Ухожены, пострижены, политы,
Не огорожены,
приветливо открыты —
Иль некому здесь вас огородить?
Ни управдом, ни местные советы
Не сочиняют тут
для вас свои запреты,
Привычные для нас в былые дни.
И все-таки порой несут нас ноги
Не по газону, только по дороге:
Шаг влево, вправо —
Б-же сохрани!

В Америке газоны для людей, в современной России — для ОМОНа. Оппозиционеров на газоны велено не пущать, на улицы и площади — тем более. Путин закручивает гайки. Инструменты берет из арсенала вождя и учителя, «успешного менеджера», как он его охарактеризовал. Недовольных выявляют, им ведется учет, собирающихся на улицах фотографируют, идентифицируют, устанавливают связи, потом с одними ведут профилактическую работу, других вербуют, третьим готовят дела. Я думаю, Путин намерен извести оппозицию. Думскую для видимости оставит, хотя, наверно, и разредит прополкой, а настоящую оппозицию будет давить миллионными штрафами, арестами, судебной расправой. И считаться с какими-то юридическими или нравственными нормами не станет — не в его это правилах, и не тому он обу­чен. Действовать будет без оглядки на Запад, да лидеры Запада, судя по всему, и не будут его особенно критиковать, ибо хотят с ним общаться и флиртовать.
В таком случае жалко Россию. По крайней мере, хороших ее людей, надеющихся на достойную жизнь. Каково им теперь, и какое будущее им предстоит? Прочитал на днях в одной газете фантастический рассказ (автор не был обозначен). Будто где-то в 1946 году в российской школе задали нелепую тему сочинения: «Что было бы, если бы немцы победили?». Вот что один школяр надумал: «Если бы немцы победили, то промышленности в нашей стране практически никакой бы не осталось, ведь оккупанты озабочены только выкачиванием природных ресурсов с наших территорий. Вместо народной милиции зверствовали бы полицаи из отребья, их было бы очень много, и народ бы боялся их больше, чем бандитов… Правителей бы набрали из особо подлых местных жителей. Дети и жены правителей жили бы для безопасности за границей. А сами они сменялись бы по вахтовому методу… Большую часть мужского населения страны пропустили бы через лагеря, чтобы окончательно сломить волю к сопротивлению… Главным врагом России объявили бы Америку»…
Ну вот: немцы-то не победили, совсем наоборот, а последствия для страны-победителя, увы, таковы, как они описаны в том фантастическом сочинении. Да сверх того теперь еще и по газонам запрещают ходить. Как при Сталине.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 3,71 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора

2 thoughts on “По газонам не ходить! Россия: второй заход в сталинизм

  1. Уважаемый автор, вы хорошо описали только одну сторону ситуации в россии, кгб понятное дело выполнил свои функции, на то он и кгб называется. Этот комитет был создан сохранять государственную безопасноть, и разными путями эта государственная безопасность пока сохраняется. А почему вы не написали о том что будет если к власти придёт оппозизия? Какие цели у этой оппозиции, что они предлагают? Вспомните что совсем недавно было в ливии, а до этого в египте. Тоже толпы народу на улицах, а кто оказался у власти? Поэтому немножко подумайте что будет в россии если власть захватят такие толпы. В россии уже живёт 20 миллионов исламо нацистов которые рвутся к власти для мирового шариата. Москва переполнена всякого рода гастрабайтерами из исламских стран. Что будет если они дорвутся до власти? Почему вы не упоминаете о каждодневных террактах которые происходят в россии по вине таким мирных исламских террористов? И для сравнения, почему вы не пишите что творится в «свободной» европе и америке?
    Кстати о газонах. Вы попробуйте не подстригать газон или положите туда мусор. Вас город завалит штрафами и в итоге заберёт весь дом если штрафы не заплатите. И о демонстрациях в америке, знаете ли вы что без разрещения городских властей, демонстрации запрещены?

  2. Неплохая статья, но словосочетание «многострадальная Россия» режит слух. Это так де нелепо, как сказать «многострадальный мусульманский мир».
    И еще. Я думаю, никакой беды в том, что в России у власти партия жуликов и воров, нет. Это быстрее благословение для соседей России и остального демократического мира. Не дай Бог, если российские власти весь свой пыл обратят на восстановление традиционно имперско-милитаристских амбиций России. Конечно, они и сейчас двигаются в этом направлении, но, кажется, в основном они заняты воровством. Ну и слава Богу! По крайней мере передышка у народов, которых угораздило быть соседями этой людоедской страны.

Comments are closed.