В прошлую пятницу президент Барак Обама, активно проводящий кампанию сбора денег на свои перевыборы, побывал в Миннеаполисе и Чикаго. За день Обама провел шесть встреч с донорами, ожидая собрать больше 5 млн долларов.
За честь видеть и слышать его на первой встрече в ресторане, принадлежащем сыновьям миннесотского губернатора-демократа Марка Дэйтона, сторонники платили по 5 тыс. долларов. За эти деньги они, в частности, услышали, что после победы Обамы на выборах в ноябре республиканцы поубавят спеси и пойдут на сотрудничество. «Я считаю, — сказал президент, — что если мы победим на выборах, когда мы победим на этих выборах, эта лихорадка может угаснуть, потому что по традиции в Республиканской партии больше здравого смысла».
Обама сообщил, что после его победы над сенатором Джоном Маккейном на президентских выборах 2008 года республиканцы стали гораздо радикальнее. Маккейн, по словам Обамы, верил в «климат перемен», в реформы финансов и иммиграции, и в некоторых областях их позиции совпадали. Но сейчас, продолжал Барак Обама, Республиканская партия «сдвинулась в совершенно другом направлении», и «ее центр тяжести сместился», а объясняется это одним — желанием любой ценой добиться его поражения на выборах. Резонно возразить, что любая оппозиция добивается своей победы, а в данном случае в 2006 году Америка еще не знала, чем обернутся для нее сладкие речи и обещания сенатора Обамы. «Как я надеюсь и ожидаю, — сказал он в ресторане среди узкого круга ограниченных людей, — после выборов станет ясно, что преследовать Обаму больше нет смысла, так как я не буду баллотироваться еще раз, и мы сможем снова начать сотрудничать».
На остальные две встречи с президентом в Миннеаполисе журналистов не пускали, и там небольшие группы сторонников вносили по 40–50 тыс. долларов на перевыборы Обамы и в другие организации Демократической партии. В тот же день поступило сообщение, что уровень безработицы в стране вырос до 8,2%, и Барак Обама отметил, что его избирательная кампания будет «очень скромной», так как «многие переживают тяжелые времена». Что правда, то правда — накануне Министерство труда сообщило, что за прошлую неделю было подано почти 400 тыс. заявлений на пособия по безработице — на 10 тыс. больше, чем неделю назад.
По данным Министерства торговли, экономика за первые три месяца 2012 года выросла всего на 1,9%, то есть меньше, чем запланировала администрация. Потребители тратили меньше, чем предполагалось, торговый дефицит быстро рос, а бизнесы не развивались как положено из-за залежей непроданных товаров. До выборов остается меньше пяти месяцев, и опросы социологической службы Gallup продолжают сообщать, что самыми актуальными и неотложными проблемами для избирателей остаются низкая экономика и высокая безработица. Это же подтвердил последний опрос, проведенный газетой Washington Post и редакцией теленовостей ABC News и установивший, что больше половины избирателей считают экономику и работу «единственной самой важной проблемой» страны.
Признав это вполголоса в ресторане Миннеаполиса, Барак Обама весело разъезжает по стране, заявляя, что в Америке все хорошо, как в сгоревшем поместье прекрасной маркизы, а пожар случился исключительно по вине предыдущей администрации. Лидеры демократов в Сенате, где у них пока большинство, тоже помалкивают о тревожных темах, словно до выборов все само собой уладится.
Обозреватель и бывший старший политический корреспондент газеты Washington Times Дональд Ламбро считает, что положение спасут не молитвы, ожидания и надежды, а агрессивный курс на создание рабочих мест и инвестирование в частный сектор. «Партия рабочего класса», которой сейчас представляются демократы, по мнению Ламбро, понятия об этом не имеет или имеет, но слышать не хочет.
Барак же Обама в свободное время от сбора денег в свою избирательную копилку занят совсем другими делами. То он раздает золотые медали десятку сторонников, попутно ляпнув про «польские лагеря смерти», имея в виду лагеря уничтожения, открытые немцами на территории оккупированной Польши. То он в пух и прах разносит ожидаемого соперника-республиканца Митта Ромни за бесчеловечное ведение бизнеса, хотя эта бесчеловечность создала сто тысяч рабочих мест. Даже симпатизирующая президенту Washington Post на первой странице сообщила, что миллионы американцев не могут найти постоянную работу. Репортер газеты Питер Хориски написал, что американцев «зрелого рабочего возраста» (от 25 до 54 лет), у которых есть работа, сейчас меньше, чем в любой год из 23 лет до начала рецессии в 2008 году. Хайди Ширхолц из левого Economic Policy Institute оценивает уменьшение именно этой категории рабочей силы в 4 млн человек и считает, что «мы все еще у дна очень большой дыры, которая открылась при рецессии». Эту дыру не заткнуть и не скрыть, но Белый дом старается делать это с помощью подпевающих ему СМИ.
«Сколько ни избегай Обама мрачной ежедневной истины своей экономической политики, — пишет Дональд Ламбро, — ему не уйти от реальности уровня безработицы в стране, в Калифорнии это 10,9%, а в Род-Айленде — 11,2%». Если не считать ежемесячных данных о безработице, от которых никуда не денешься, большинство наших теленовостей за три с половиной года президентства Обамы не передавали серьезных материалов на эту тему, ограничиваясь репортажами о каком-нибудь предприятии, где словно чудом возникли новые рабочие места. Особенно преуспели в этом NBC и ABC, хотя программа CBS Evening News при ее новом ведущем Скотте Пелли стала «копать» проблему безработицы гораздо серьезнее.
Блогер газеты Washington Post Дженифер Рубин написала, что подобные репортажи делают «очевидным, как глубоко наши СМИ в кармане Обамы». Нам с увлечением показывают и рассказывают о громогласных заявлениях Дональда Трампа по поводу свидетельства о рождении Барака Обамы, желая этим скомпрометировать не Трампа, а кандидата республиканцев, хотя Митт Ромни этой темы вообще не касается. Он предпочитает говорить об экономике и работе.
В последний день мая Ромни побывал в калифорнийском городе Фримонт, где находится компания Solyndra, занимающаяся разработкой и выпуском панелей-аккумуляторов солнечной энергии, в которой Обама видит спасение от энергетического кризиса. В сентябре 2009 года администрация Обамы решила дать компании федеральный кредит в 535 млн долларов, весной 2010-го там побывал сам Обама, светившийся ярче солнца, а к августу 2011-го Solyndra обанкротилась. Как выяснилось, одним из главных инвесторов Solyndra был миллиардер Джордж Кайзер, финансировавший избирательную кампанию Обамы в 2008 году. Также выяснилось, что перед промежуточными выборами в Конгресс в ноябре 2010 года администрация Обамы просила руководителей Solyndra скрыть информацию о предстоящих увольнениях. Известно об этом стало на другой день после выборов, а затем были обнаружены нарушения при выдаче кредита.
Выступая во Фримонте, Митт Ромни заявил, что Обама «взял полмиллиарда долларов налогоплательщиков и отдал их предприятию, которым в значительной степени владели те, кто делал взносы для его избирательной кампании», а это «серьезный конфликт интересов». Крах Solyndra Ромни объяснил ошибочным курсом администрации Обамы на вмешательство государства в экономику. «Он думает, что подобные решения, принимаемые под влиянием правительства, делают Америку сильнее, — сказал Ромни. — Они делают нас слабее».
Барак Обама согласен дружить с республиканцами и надеется на взаимность, но только после победы в ноябре. Республиканцы тоже готовы дружить с Обамой на уровне здравого смысла, но как с частным лицом оригинальных взглядов, а не с президентом.