Где был Б-г во время войны?

«

Стремилась ввысь душа твоя —
Родишься вновь с мечтою».

В. Высоцкий

Так называлась книга известного лектора по иудаизму рава Михаэля Гитика.

Что является объективными критериями для оценки лектора? За его выступление платят деньги. Его хвалят даже враги. Насколько я знаю, лекции рава Гитика оплачивают сами слушатели, а не всевозможные «керувные» организации. Так что с первым показателем у него всё в порядке.

За второй критерий не ручаюсь. У любого человека, получающего за что-либо деньги, есть враги. Хвалят они М.Гитика или ругают – я не знаю. Мне хорошо — никто денег не платит, так что даже врагов я не удостоился иметь. Хотя вру, разок привелось, почувствовал «лютую нежность». Когда я прочёл комментарий «русского патриота» на мою песню о трагедии 11 сентября: «Евреев в башне не было, самолетом управляли американские военные, но песня хорошая»…

Рав Гитик провёл хороший, грамотный анализ. Рав Таубер написал об этом же прекрасную книгу. Были и другие авторы. Но мне всё это никак не вместить.

Вы спросите: где был Б-г во время войны? Отвечаю: понятия не имею. Знаю, что был, что от Него не может идти зло, а дальше – в мыслях сплошной хаос. Поэтому честно отвечаю: я должен убрать или Б-га, или вопрос.

Я убираю вопрос. И поэтому, чтобы не увеличивать число неразрешимых вопросов, я ни разу не посещал Яд ВаШем. А впрочем, я не одинок. Хазон Иш тоже говорил, что прошло слишком мало времени, чтобы мы поняли что-либо о Холокосте.

Мой учитель, который тоже ни разу не был в Яд Вашем, на уроке сказал: «Говоря о Холокосте, мы обязаны применить теорию реинкарнации». Так что «хорошую религию, что мы, отдав концы, не умираем насовсем, придумали» не индусы,- а это реальность, которую передавали по цепочке еврейские мудрецы.

Рассмотрим событие, которое из года в год заставляет евреев соблюдать частичный траур – не звучит музыка, не играют свадьбы. Что же произошло около 1900 лет тому назад?

У величайшего мудреца – главы нашего двухтысячелетия – Раби Акивы умирают почти все ученики. 24 000 мудрецов Торы.

А когда они уходят, то пустеет дом, гаснет семисвечник, стихают птицы, прекращаются чудеса и вместе с ними сгорает этот мир. И остаются только футбольные болельщики.

Что послужило причиной их ухода? – недостаточно уважительное отношение друг к другу.

Такая малость? «Вы сами доказали, что ваш Б-г – взбалмошный и несправедливый», заявят светские оппоненты.

Но иудаизм – не философия, где признают только Б-га, которого можно целиком объяснить. Это и не христианство, базирующееся в основном на одной вере.

Так что на этот вопрос я постараюсь ответить. Наберитесь терпения, не отвлекайтесь, расслабьтесь. Садитесь вместе со мной в машину времени, я взмахну рукой и… поехали во времена Якова.

Его единственная дочь Дина выходит погулять. Её насилует Шхем, сын правителя Хамора, затем влюбляется в неё и просит её руки. Шимон и Леви требуют, чтобы Шхем и жители города сделали обрезание, и на третий день убивают жениха и всех жителей-мужчин. Ещё не сообразили? Подсказываю – мужчин среди жителей города было 24 000.

И если арабы в награду за обрезание, которое они делают в 13 лет, получили Эрец Исраэль на 1300 лет,- то души Шхема и его подданных, в награду за внесудебную над ними расправу, вселились в Зимри – предводителя колена Шимона во времена выхода из Египта, и его людей. То есть – вошли в еврейский народ!

В предыдущей реинкарнации 24 тысячи понесли кару за то, что поддакивали своему сластолюбивому вождю, а здесь ситуация меняется. Соучастниками разврата стали как раз евреи. Моавитянки соблазняли их и как плату за «живой товар» требовали поклонения идолам.

200-летний Зимри решил личным примером спасти людей от идолопоклонства. Он приводит моавитянку в свой стан,- забыв, что один узаконенный грех страшнее двух неузаконенных.

Пинхас «исполнил роль» Шимона и Леви в отношении Зимри, а 24 тысячи идейных соучастников разврата уничтожил Сам Всевышний.

И вот – следующее перевоплощение: 24 тысячи учеников и раби Акива. Каким же образом раби Акива, величайший мудрец, не увидел ошибку в поведении своих учеников и вовремя не предостерёг?

Попытаюсь ответить, хотя это только моё предположение. Во-первых, определить мотивацию человека почти невозможно. Не смог же Моше разглядеть ошибку в желании послать разведчиков?!

Во-вторых, раби Акива, обладавший невероятной скромностью, до того, как сам начал учиться, ненавидел мудрецов Торы лютой ненавистью. Как ему казалось, за их заносчивость. За то что они отделяли себя от простых людей. Начав же учиться сам, он понял свою ошибку и попытался растоптать в своей душе осколки презрения к мудрецам.

Но Рамбам учит, что во всех чертах характера, кроме гордости, надо идти по среднему пути – не быть слишком горьким, чтобы ученики тебя не оттолкнули, и не слишком сладким, чтобы не съели.

Я спросил учителя: «Судить обо всех с лучшей стороны – это значит не замечать чужие недостатки?»

Рав ответил: «Ни в коем случае! Замечать, чтобы их не повторять. Но тебе ни в коем случае не надо бороться с их обладателями.  Только косвенно, ведь твое оружие – слово».

А как же искомый хеппи энд? Вот он. 1900 лет весь еврейский народ соблюдает траур по 24 000 учеников раби Акивы.

Вы думаете, они не в Раю? Или там не на самом почётном месте?

Я надеюсь, что скоро, в наши дни, придёт Тот, кто допишет хеппи энд для Холокоста, и у меня уйдут вопросы. Так, как будто их совсем не было. Амен!!!

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

27 комментариев к “Где был Б-г во время войны?

  1. http://www.jewish.ru/tradition/classics/philosophy/2006/01/news994229328.php

    «ДЕВЯТЬ ПОЗИЦИЙ ЕВРЕЙСКОГО ВЗГЛЯДА»

    Нарусова Маша

    Здравствуйте. Я бы хотела попросить вас как-то прокомментировать девять позиций «еврейского взгляда» на холокост и высказать свою точку зрения по этому поводу. Дело в том, что мы занимаемся в центре изучения Катастрофы и героизма еврейского народа и нам нужно написать брошюру на тему духовного сопротивления евреев через религию во время холокоста. Поэтому нам очень важно узнать мнение раввина. Будем очень благодарны за помощь в изучении столь нелегкой темы.
    1. Катастрофа ничем не отличается от всех прочих трагических событий еврейской истории.
    2. К Катастрофе применима классическая доктрина еврейской теологии: «За грехи наши наказаны были…».
    3. Катастрофа была конечным результатом искупления чужой вины в соответствии с пророчеством Исайи: «Одни умирают, чтобы другие могли очиститься от грехов и жить дальше».
    4. Катастрофа — это современное жертвоприношение Исаака, то есть еще одно испытание еврейской веры.
    5. Катастрофа — момент временного «затмения Б-га», когда Он непостижимым образом самоустранился.
    6. Катастрофа свидетельствует, что «Б-г умер», ибо будь Он жив, Он никогда не допустил бы Освенцима.
    7. Катастрофа является предельной формой человеческого зла, то есть той ценой, которую человечество платит за свободу воли, поскольку нацисты были всего лишь людьми, Освенцим кладет позор на человека, но никак не связан с существованием или совершенством Б-га.
    8. Катастрофа — это откровение, знаменующее призыв к выживанию и самоутверждению среди евреев.
    9. Катастрофа — это непостижимая тайна, как и все деяния Б-га, она находится за пределами человеческого понимания и требует только веры и молчания.

    Отвечает Шауль Айзек Андрущак:

    Уважаемая Маша!
    Заранее должен предупредить, что ответ будет весьма схематичным — специфика нашего проекта сказывается. Да и вообще я себе с трудом представляю обстоятельный разбор столь сложной темы для неподготовленной, извините, аудитории в рамках Интернета.

    Итак, постараемся, по мере возможности, придерживаться Ваших пунктов.

    1. В Пасхальной агаде сказано, что в каждом поколении находятся замышляющие нас уничтожить. И не только замышляющие, но и пытающиеся время от времени. В этом ракурсе, «Катастрофа» — явление не уникальное. И в том, что касается масштабов и жестокости истребления, есть, к сожалению, сопоставимые примеры в еврейской истории, хотя и несколько уступающие. И даже абсолютная необъяснимость некоторых событий, о которой мы, с Б-жьей помощью еще поговорим чуть ниже, не новая новость для нас. Может быть, можно сказать, что уникальность «Катастрофы» состоит в том, что в ней присутствуют все эти элементы?

    2, 3, Любое утверждение о том, что евреи так или иначе заслужили «Катастрофу» или она чем-то оправдана является:
    ОСКОРБЛЕНИЕМ ВСЕВЫШНЕГО, Которого представляют безжалостным, свирепым, кровожадным и т. д. и т. п.;
    ОСКОРБЛЕНИЕМ ЕВРЕЕВ — им голословно («по логике», видите ли) приписываются грехи, тянущие на подобное наказание);
    ОСКОРБЛЕНИЕМ ТОРЫ, поскольку противоречит сказанному в ней, т. е. подвергает сомнению ее истинность.

    4. Хотя немыслимо и недопустимо, как я уже пытался объяснить в предыдущем пункте, говорить о «Катастрофе» как об «испытании» и т. п., сравнение с жертвоприношением Ицхака уместно в другом контексте. Смерть еврея из-за (во имя) своего еврейства является, по оценке иудаизма, освящением имени Всевышнего. Чести совершить которое удостаиваются только праведники (!). Возвращаясь к предыдущему пункту, этим, в первую очередь, и являлось жертвоприношение Ицхака.

    5. Формулировка легитимная (раз уж сам пророк Иешаяhу (54:7) ей пользуется: «На малое мгновение оставил Я тебя…»), но нуждается в пояснении. Под «затмением» подразумевается не то, что Всевышний, упаси Б-г, «пустил дела на самотек», а только то, что Он «позволил произойти событиям, которых “не желал”». Еще один аргумент против пунктов 2 – 4, как видите.

    6. Тут и говорить не о чем. Если «бог» умер, то его не было никогда. А если Он есть, то ни чьим представлениям и ожиданиям соответствовать не обязан.

    7. Трудно сказать, где находится предел человеческого зла. «Существование и совершенство» Всевышнего не связаны ни с чем, они абсолютны. В отличие от свободы выбора наших палачей, которая очень условна.

    8. Совершенно непонятный мне набор слов.

    9. Безусловно, «Катастрофа» является событием совершенно необъяснимым, недоступным человеческому пониманию. Но не «как и все деяния Б-га», а как очень немногие из них. Большую часть (почти все, можно сказать) человек в той или иной степени может и обязан постараться постичь. А вот с «Катастрофой» это один из тех считанных случаев в истории мироздания, когда и пробовать бесполезно. Потому и не существует фактически «теологического ответа (объяснения) «Катастрофе».

  2. нарусовой маше мой скайп shoshano4ka я готов обсуждать с вами эти темы только при прямом контакте рахели гедрич просьба пошлите машино письмо другим равинам пусть примут участие в дисскусии

  3. Рахель, очень интересно что вы поставили ссылку с вопросами маши нарусовой именно на этой неделе. Мы читаем паршу Бехар-Бехукатай, в ней и находятся ответы на вопросы маши.

    You shall keep My Sabbaths and fear My Sanctuary. I am the Lord. ב. אֶת שַׁבְּתֹתַי תִּשְׁמֹרוּ וּמִקְדָּשִׁי תִּירָאוּ אֲנִי יְ־הֹוָ־ה:
    If you follow My statutes and observe My commandments and perform them, ג. אִם בְּחֻקֹּתַי תֵּלֵכוּ וְאֶת מִצְוֹתַי תִּשְׁמְרוּ וַעֲשִׂיתֶם אֹתָם:
    I will give your rains in their time, the Land will yield its produce, and the tree of the field will give forth its fruit. ד. וְנָתַתִּי גִשְׁמֵיכֶם בְּעִתָּם וְנָתְנָה הָאָרֶץ יְבוּלָהּ וְעֵץ הַשָּׂדֶה יִתֵּן פִּרְיוֹ:

    But if you do not listen to Me and do not perform all these commandments, יד. וְאִם לֹא תִשְׁמְעוּ לִי וְלֹא תַעֲשׂוּ אֵת כָּל הַמִּצְוֹת הָאֵלֶּה:
    and if you despise My statutes and reject My ordinances, not performing any of My commandments, thereby breaking My covenant טו. וְאִם בְּחֻקֹּתַי תִּמְאָסוּ וְאִם אֶת מִשְׁפָּטַי תִּגְעַל נַפְשְׁכֶם לְבִלְתִּי עֲשׂוֹת אֶת כָּל מִצְוֹתַי לְהַפְרְכֶם אֶת בְּרִיתִי:
    then I too, will do the same to you; I will order upon you shock, consumption, fever, and diseases that cause hopeless longing and depression. You will sow your seed in vain, and your enemies will eat it. טז. אַף אֲנִי אֶעֱשֶׂה זֹּאת לָכֶם וְהִפְקַדְתִּי עֲלֵיכֶם בֶּהָלָה אֶת הַשַּׁחֶפֶת וְאֶת הַקַּדַּחַת מְכַלּוֹת עֵינַיִם וּמְדִיבֹת נָפֶשׁ וּזְרַעְתֶּם לָרִיק זַרְעֲכֶם וַאֲכָלֻהוּ אֹיְבֵיכֶם:

  4. http://www.toldot.ru

    Недельная глава «Бехукотай» («По законам Моим»)

    Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

    ИСТОРИЯ ПО СПИРАЛИ
    Рав Бен-Цион Зильбер

    Еврейский народ уникален своей многовековой историей. Несмотря на изгнание и бесчисленные беды, потомки Авраама, Ицхака и Яакова оказываются удивительно стойкими. Всевышний хранит их и дарует вечность, вопреки наказаниям. Такая иррациональная живучесть требует отдельного рассмотрения.

    Рабби Меир-Симха а-коэн из Двинска, раввин, который жил на рубеже 19–20 веков, подробно пишет об этом в книге «Мешех хохма»: «С того момента, как евреи оказались среди других народов, все живущие на Земле не могли осознать их чудесное существование. Такое не в силах понять образованному человеку, который знает историю и наслышан о волнах бедствий, в течение многих тысяч лет падавших на этот маленький, слабый и изможденный народ».

    История народа Израиля развивается по спирали, эпоха процветания сменяется очередным изгнанием. Рабби Меир-Симха пишет: «Спокойствие длится 100–200 лет, затем начинается ветер, и беспощадные волны разрушают и сносят всё с пути. Евреи рассеиваются по Земле, бегут в дальние места. Там они объединяется заново, становятся великим народом, учат Тору и славятся мудростью, пока еврей не начинает думать, что чужбина — это и есть его родина. Когда он прекращает надежду на духовное спасение, посланное Творцом в нужное время, возникает гораздо более сильная буря. Она как бы напоминает во всеуслышание: «Ты еврей! Беги в чужую, неизвестную тебе страну».

    Итак, вся еврейская история — это непрерывная смена эпох. Из-за чего народ, который познал изгнание, забывает заветы отцов и тем самым обрекает себя на наказание? Автор книги «Мешех хохма» поясняет: «Когда евреи попадают в чужую страну, поначалу их духовный уровень невелик. Затем в них пробуждается Б-жественный дух, и они возвращаются к истокам. Евреи изучают Тору и распространяют знание. Уровень Торы достигает вершины. Новое поколение ощущает, что оно не в силах прибавить к этим достижениям что-либо новое (…) Поэтому сыновья начинают критиковать отцов (…)»

    Рабби Меир-Симха а-коэн скончался в 1926 году. Задолго до прихода к власти нацистов и принятия антиеврейских законов он предвидел происходящее. В списке поступков, характерных для поколения детей-бунтовщиков он упоминает тех, кто по ошибке думает, цитируем, «…что Берлин — это Иерусалим».

    Эпоха сменяет эпоху. Процветание сменяется разрухой, а разруха — процветанием. Несмотря на беды и страдание, Всевышний хранит Его народ, как сказано в нашей недельной главе: «Но при всем том, в их пребывание на земле их врагов Я ими не пренебрег и их не отверг, чтобы их истребить, нарушая завет Мой с ними; ибо Я Г-сподь, Б-г их» (Бехукотай 26:44).

    Залогом процветания служит соблюдение законов, данных Всевышним. Наверное, стоит еще раз перечитать нынешнюю недельную главу и сделать однозначный выбор в пользу положительного варианта развития еврейской истории: «Если в законах Моих ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, Я дам ваши дожди в свое время, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои. И достигнет у вас молотьба сбора винограда, а сбор винограда достигнет сева. И будете есть хлеб ваш досыта, и будете жить спокойно на вашей земле».

  5. Меир Марат Левин:==книга известного лектора по иудаизму рава Михаэля Гитика.==

    Уважаемый г-н Левин, хочу задать Вам «на публику» пару риторических вопросов, так как знaю, что ответы на эти вопросы у Вас есть.
    1. Есть ли отличие в понятии «Рав» и понятии «раввин»?
    2. Является ли слово «Рав» краткой формой слова «раввин» или у этих слов разные определения?
    3. Можно ли называть человека «раввином», если у него нет смихи?
    4. Mожно ли его называть Равом, если у него нет смихи?
    Заранее благодарю за ответ.

    Отвечает Шауль Айзек Андрущак:==2, 3, Любое утверждение о том, что евреи так или иначе заслужили «Катастрофу» или она чем-то оправдана является:
    ОСКОРБЛЕНИЕМ ВСЕВЫШНЕГО, Которого представляют безжалостным, свирепым, кровожадным и т. д. и т. п.;
    ОСКОРБЛЕНИЕМ ЕВРЕЕВ — им голословно («по логике», видите ли) приписываются грехи, тянущие на подобное наказание);
    ОСКОРБЛЕНИЕМ ТОРЫ, поскольку противоречит сказанному в ней, т. е. подвергает сомнению ее истинность.==

    Господин Шауль Айзек Андрущак берёт на себя смелость говорить от имени всех евреев. Значит, он говорит и от моего имени? A моего мнения он спросил? Думаю, и не только моего мнения он не спросил.
    Пора уже нам научиться не говорить «за всю Одессу»… In My Humble Opinion…

    Всем хорошей субботы!

  6. рав и раввин сегодня применяются в более широком смысле Человека у которого можно чему то научиться Поэтому я не протестую по псаку моего раввина когда меня называют равом хотя у меня нет смихи Я не отвечаю на галлахические вопросы а только на мировозренческие на что я получил браху и разрешение еще раз повторяю свою просьбу принять раввинов участие вдиспуте

  7. Рав, Раввин, Ребе — кто он?
    Ашер Кушнир

    К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой… Кого можно называть Равом?

    Отвечает Рав Ашер Кушнир

    Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие Рав.

    Во всех еврейских источниках Раввина называют Талмид-Хахам, в переводе — «Мудрый Ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.

    Первое — мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, включающими все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого — если он способен сразу же ясно ответить на любой вопрос по Галахе (еврейскому закону), даже редко спрашиваемый. И не только сами знания — показатель, но и насколько он эту мудрость любит, ищет и возжелает.

    Второе — речь идёт о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «Мудрого Ученика» — если он постоянно хочет расширить и углубить свои знания, то есть желает всегда оставаться учеником.

    Но насколько высоки требования к мудрости Раввина, в ещё большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.

    Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». Пятно как в прямом смысле, если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей, так и в переносном — Рав должен быть не запятнанным ни в деяниях, ни в словах, ни в духовных помыслах.

    Сказано ещё, что Рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его внешнему поведению — не называется «Мудрый Ученик». Профессора по этике, знания не обязывают вести себя этично, у Рава это первое требование.

    Чем Рав побольше, тем он скромнее и проще, тем более слова не расходятся с делом, а то, что в сердце, с тем, что есть на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность в самых мелких поступках.

    Кроме этого, есть ещё длинный перечень строгих требований к «Мудрым Ученикам», который никак не предъявляется к любому другому еврею. Всё вместе составляет понятие Рав.

    Теперь по сути Вашего вопроса.

    Когда-то Раввином называли того, кто обладал в той или иной степени вышеупомянутыми качествами. Это были главы ешив и общин, Раввины городов и т. д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас Равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. В принципе, это стало уважительной формой обращения, вместо «адон» — господин.

    Настоящих Раввинов — мало, среди русскоязычных — единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с Раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…

    Ну, а всё-таки, кого, кроме настоящих Раввинов, сейчас правомерно называть Рав? Например, как долг уважения, тех, которые обучили Вас азам еврейской жизни, обучали Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.

    Поэтому, вполне возможно, что тех, кто принёс в Ваш город первоначальные знания о Торе, действительно надо называть Равом, даже если…
    http://toldot.ru/urava/ask/urava_1423.html

  8. Меир Марат Левин: ==я не протестую по псаку моего раввина когда меня называют равом хотя у меня нет смихи ==

    Уважаемый г-н Левин, когда я спрашивал о смихе, я вовсе не имел в виду Вас — я ясно показал цитату, после которой задал вопрос.

    ==Ну, а всё-таки, кого, кроме настоящих Раввинов, сейчас правомерно называть Рав? Например, как долг уважения, тех, которые обучили Вас азам еврейской жизни, обучали Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.

    Поэтому, вполне возможно, что тех, кто принёс в Ваш город первоначальные знания о Торе, действительно надо называть Равом, даже если…==

    Честно говоря, и Ваш ответ и ответ рабби Кушнира, которого я очень уважаю и лекции которого с интересом слушаю, меня немного удивил и озадачил.
    Оказывается моя in-law — тёща моего сына, которая с юных лет интересовалась иудаизмом, а потом сделала работу по кирув’у (приобщению евреев к своим историческим корням) своей профессией и разъезжающая по городам и весям страны и даже всего мира с лекциями по кирув’у, я не знал, что согласно определениям, которые я здесь услышал, что ОНА, оказывается, ТОЖЕ РАВ.
    Надо будет, при случае, назвать её РАВом и сослаться на предложенные мне определения. 🙂

  9. Ваша теща раббанит по всем определениям всем бы такую Относительно формулировок за что купил зато продаю я слышал это от своего раввина одного из глав поколения

  10. Равами называют руководителей хасидских дворов: Герер Ров, Брискер Ров, Новоминскер Ров… И Равом называют «раввина», у которого нет смихи, который не выучил ни одного трактата Талмуда? Он тоже Рав? Так сколько же у нас Равов? Скоро их будет больше чем верующих евреев… 🙁

    ==Вот отличная ссылка которая в деталях отвечает на поставленные вопросы нарусовой маши: …(Единственный религиозный лидер, который однажды публично заявил, что Катастрофа явилась наказанием за грехи народа, р.Шах, был «накрыт» такой волной всеобщего — в том числе и коллег — возмущения, что больше не рисковал повторять свои слова.)…==

    Ну, если человек не знает разницы между словом «Шах» и словом «Иосеф», то все остальные его слова не заслуживают большого доверия… Не говоря уже о том, что это дааааалеко не мнение одного Рава Иосефа.
    Вот уж действительно — чего только не найдёшь на просторах интернета под видом истины в последней инстанции…

    1. А.Ицхаков, у вас есть доказательства что р. шах не говорил этих слов? Или может вы возмущены тем что р. овадиа йосеф говорил тоже самое, и возмущены тем что автор статьи использовал слово единственный раввин, вместо некоторые раввины, или многие раввины, например р.шах? Вы по любому не слушаетесь слов р. овадии йосефа, так как продолжаете жить в америке и пользоваться интернетом. О каких других словах вы говорите, которые не заслуживают большого доверия?

  11. в мире много гросмейстеров но не все каспаровы писателей но не все шекспиры

  12. ==в мире много гросмейстеров но не все каспаровы писателей но не все шекспиры==

    Кто же спорт с этим, уважаемый Меир-Марат.
    Но одно дело — играть в шахматы, где от выигрыша-проигрыша не зависит ничего, одно дело прочитать трагедию Шекспира или среднего уровня пьеску посредственного драматурга, а совсем другое дело, когда обращаешься за советом к раву или за советом к Раву — ведь порой, от этого совета зависит жизнь или смерть человека. Поэтому, как говорил Козьма Прутков, «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Ибо когда идёшь за советом к Раву, то беспрекословно веришь его авторитету, его знаниям, его мудрости. Но если ты приходишь к человеку, который тоже называется равом, а ты думаешь, что он-таки Рав, то можно в такое вляпаться, что мало не покажется. Лейтенанту не позволят командовать армией — у него опыта нет (хотя один ефрейтор таки руководил войной. Что из этого вышло, мы знаем). А когда «каждая кухарка» начинает руководить государством, то мы тоже знаем — ЧТО из этого получается. Каждый должен быть на своём месте, и, по-моему, это большое заблуждение, что понятие Рав у нас ТАК обесценивается. 🙁

  13. поэтому пиркей авот считает настолько важным нахождение сответствуещего рава и это являтся одной из 3 причин для покидания эрец исраэль кроме женитьбы и парносы а как кого называют разве это так важно

  14. ==а как кого называют разве это так важно?==

    Да конечно важно!
    Именно об этом я и говорю! Называя кого-то равом, одни люди сбивают с толку других, которые думают, что этот человек действительно Рав, и идут к нему за советом, за учёбой. В то время, как он вовсе не Рав.
    Согласитесь, что не каждый начинающий баль тшува сам в состоянии разобраться, кто дейстительно Рав, большой человек, мудрeц, Учитель, а кто «рав» Вася Пупкин.
    Эта путаница в понятиях (может кто-то умышленно внёс её, эту путаницу в лексикон русскоязычных евреев — у американцев в этом отношениии всё чётко Рав — это Рав, а без смихи нет равина), эта путаница наводит тень на ясный день, чтобы, воспользовавшись незнанием дилетантов обрести в их глазах авторитет без многолетнего изучения Талмуда, без знания Галахи, без смихи… У нас сейчас таких Равов — вагон и маленькая тележка… 🙁

  15. Смиха которая шла от Моисея к семидесяти старейшинам и далее, была потеряна в 4-5 веке. Поэтому смиха которая даётся сейчас, это не то что было изначально. У американцев такая же путаница как и у всех остальных. Мне кажется что неважно рав это или раввин, важно что этот человек знает о чём говорит, и даёт правильные и полезные советы. Это довольно быстро видно. Так-же можно поинтересоваться у людей кого они считают авторитетом в той или иной части еврейского закона. Один рав не может знать всё. Есть специалисты в определённых законах. Точно так же как в медицине, один доктор не может знать все медицинские профессии.

  16. ==Смиха которая шла от Моисея к семидесяти старейшинам и далее, была потеряна в 4-5 веке.==

    Вот чувствую, что Рав Донат имеет a point, да вот только какой именно point — не пойму… 🙁 🙂

  17. ==Mеня зовут John, John Donut.==

    Nice meeting you, Рав John Donut! I am А.Ицхаков.

  18. Должен заметить, что в начале эры на нашей планете было 12 млн евреев и 3 млн китайцев. К нашему времени китайское население значительно увеличилось, число же евреев всю дорогу примерно то же.
    Наверно, больше не надо. Вот только перед WWII было 18 млн…

  19. Слишком заумные объяснения. По-моему, все гораздо проще. Что скал Ицхак Эйсаву, благословляя его: «ТВОИМ МЕЧЕМ ЖИТЬ БУДЕШЬ». Поэтому потомки отвергли Тору. Давно пора понять, что появление средств массового истребления людей и их доставки в любую точку планеты подтвердило пророчество Зхарья (14:9): «И будет Господь царем на всей земле»». Значит, нет другого пути избежать повторения Холокоста, как возврат к Торе. Пока же ИНТЕРЕСАНТЫ всех мастей заботятся о своих интересах, а евреи ищут среди них «вменяемых».

Обсуждение закрыто.