В сегодняшнем разделе Б-г строго предупреждает первосвященника Аарона: «Никто из потомства твоего во все поколения их, у которого будет увечье, не должен подходить, чтобы приносить пищу Б-гу своему (во время храмовых жертвоприношений)» (21:17).
Некоторые ошибочно считают, что иудаизм не придает значения внешнему виду человека, в противовес греческому императиву физической красоты. Вот, мол, почему религиозные евреи носят закрытую старомодную одежду и отводят взгляд от посторонних женщин.
Да, действительно, красота и внешняя притягательность не главное в человеке. За субботним столом мы поем гимн в честь хозяйки дома из Книги Мишлей, Притчей царя Шломо. В этом гимне есть и такие слова: «Лживо очарование и суетна красота: жена, боящаяся Б-га, — да будет она прославлена!»
И все-таки Тора не игнорирует красоту. Из нее мы узнаем, что наши праматери были такими яркими красавицами, что порой ставили в опасное положение своих мужей, а сын Яакова Йосеф вошел в мировую культуру под именем Иосиф-прекрасный.
Внешность важна и в еврейском судопроизводстве. Прежде чем рассмотреть тяжбу между богачом и бедняком, судья отзывал в сторону богача и предлагал ему либо надеть бедную одежду, либо дать хорошую одежду своему оппоненту. Лишь тогда судья мог беспристрастно разобрать их дело. Он боялся, что на его решение повлияет общественный статус богача: либо в пользу последнего (разве может быть не прав столь уважаемый человек), либо, наоборот, в пользу бедняка (жалко его; пусть богач заплатит этому несчастному — от него не убудет).
Но ведь судья уже знает, кто стоит перед ним. Зачем же устраивать спектакль с переодеванием? Что может изменить одежда?
Все дело в нашем зрении, самом сильном из всех органов чувств. Запах может соблазнять, звук — успокаивать; зато зрение убеждает, создает картину реальности. Видеть — значит, верить. Тысяча лекций о необходимости соблюдать правила уличного движения не подействуют на вас так сильно, как вид одного человека, сбитого машиной при переходе на красный свет. Мы верим увиденному, даже если знаем, что это художественный вымысел. На том и построено искусство современной рекламы. Как бы мы ни смеялись над примитивной настырностью сочинителей рекламных роликов, наша рука невольно тянется к кошельку, когда мы замечаем в магазине тот самый сорт мыла, который нам расхваливали с телеэкрана. Потому что визуальные образы — специалисты по рекламе это хорошо знают — преодолевают защитные барьеры разума и откладываются в подсознании.
Теперь нам будут понятнее требования, предъявляемые к коэнам. Тора запрещает коэнам, имеющим физические дефекты, участвовать в храмовой службе. Коэну не разрешено приносить жертвы Б-гу, если он слепой, хромой, горбатый; если у него вдавленная переносица; если один его глаз больше другого или одна нога короче другой, если у него неестественно длинные брови или бельмо на зрачке глаза.
Но ведь Б-гослужение — это духовная работа. Почему же Тора бракует коэнов за их физическое несовершенство? Ответ прост: служение Б-гу должно не только выполняться безупречно, но и выглядеть безупречным. Ведь такова природа человека: его сердце чувствует то, что видит глаз.
Подробное описание храмовой службы в литургии Судного дня завершается торжественным и радостным гимном с рефреном: «Как великолепен был первосвященник, когда выходил невредимый из Святая Святых… прекрасен лик первосвященника!»
Да, иудаизму чужд греческий культ физический красоты. Нам ближе чеховский идеал: «В человеке все должно прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Мой сын — раввин
«И ты освяти его (первосвященника), ибо хлеб Б-га твоего приносит он в жертву…» (21:8).
Проучившись в иешиве несколько лет, один молодой человек решил сдать экзамены на звание раввина и получить смиху, что давало ему право возглавить одну из еврейских общин, стать ее духовным наставником.
Диплом, который он получил, выглядел весьма прозаично, напоминая скорее счет за электричество, чем документ о высшем религиозном образовании. Когда наставник новоиспеченного раввина увидел эту бумажку, он недовольно поморщился и посоветовал ему нанять профессионального переписчика, чтобы тот красиво оформил диплом — написал текст на пергаменте, украсив его вензелями, — и лишь после этого показать диплом родителям, иначе они не смогут по достоинству оценить достижение их сына.
Да, светское общество мало ценит знание Торы:
– Чем занимается ваш сын?
– Учит Тору в иешиве.
– А когда он будет работать?
Многие современные люди могут с этим не согласиться, но на самом деле нет более высокого призвания для еврейского юноши, чем изучать Тору не для заработка, а бескорыстно — исключительно ради ее знания. Выдающийся подвижник Торы позапрошлого века рабби Хаим из Воложина писал в своей работе «Нефеш ха-Хаим», что если в какую-то долю секунды во всем мире не окажется ни одного человека, изучающего Тору, то Вселенная вернется к состоянию первоначального хаоса.
Печально, что многие не признают этого и считают иешиботников бездельниками и паразитами, вымогающими деньги у государства.
Когда в Иерусалиме стоял наш Святой Храм, первосвященник — коэн-гадоль — находился на полном обеспечении общины. Однако никому не приходило в голову считать его нахлебником, обвинять в «паразитизме», потому что он «хлеб Б-га твоего приносит в жертву»…
Когда коэн ел мясо жертвенного животного, тот, кто приносил эту жертву, знал, что она возносится в этот момент в небесные сферы, искупая его грехи и обеспечивая благоденствие ему и его близким.
В трактате Йома Вавилонского Талмуда прямо сказано: «Тот, кто хочет возлить вино на храмовый жертвенник, должен вначале наполнить вином глотки мудрецов Торы».
В наше время финансирование иешив и других центров изучения Торы — это то же самое, что принесение жертвы в Храм. Тот, кто материально поддерживает иешивы, не теряет, а, наоборот, приумножает свои заслуги и удостаивается благословения свыше.