Музыканты и политика. Встреча с Юрием Башметом и Мишей Майским

Юрий Башмет и Левон Оганезов

Встречи с легендарным Юрием Башметом, всемирно известным музыкантом, художественным руководителем и дирижером камерного оркестра «Солисты Москвы», ньюйоркцы ждали еще с прошлого года. Ждали и редко выступающего в Америке легендарного Мишу Майского, виолончелиста, учившегося в Москве у Мстислава Ростроповича и в Лос-Анджелесе у Григория Пятигорского.
Концерт был приурочен к 20-летию оркестра. 19 мая 1992 года «Солисты Москвы» — в основном выпускники, студенты и аспиранты Московской консерватории, во главе народным артистом СССР альтистом Башметом дебютировали на ее большой сцене. За плечами оркестра тысячи концертов во всех странах мира, а среди наград — самые престижные, в том числе и Grammy. Сам дирижер — педагог и президент нескольких музыкальных фестивалей — награжден 12 российскими правительственными наградами и почетными званиями.
Юбилейный концерт состоял из двух отделений. В первом звучали сочинения Шуберта, Малера и Гайдна для виолончели с оркестром, солировал Миша Майский, во втором отделении исполнялась музыка Брамса для альта с оркестром — солировал Юрий Башмет. В заключение концерта оркестр исполнил импровизации Happy Birthday to You! в ритмах польки, вальса и даже танго. Выступление оркестра и его солистов были тепло приняты публикой, среди которой было много русскоязычных американцев.
Музыканты торопились на праздничный банкет, но все же уделили несколько минут нашей газете.
– Газета «Еврейский Мир», как и ваш оркестр, отметила в эти дни свой 20-летний юбилей. Спасибо вам за доставленное удовольствие от великолепного исполнения шедевров мировой музыкальной культуры.
Напомню вам слова, которые вы произнесли в Минске на радио Classica FM в октябре 2010 года: «Я ставлю музыку и культуру выше политики». Однако 6 февраля 2012 года вы официально стали доверенным лицом Владимира Путина. И в связи с этим я хотел бы спросить об этом.
– Что конкретно вас интересует?
– Меня интересуют мотивы, которыми вы руководствовались, принимая такое решение.
– Мотивы просты: мы хотим, чтобы у России был сильный лидер. А Путин таковым и является. На выборах и у нас и у вас, как правило, говорят об отсутствии сильного лидера. А у нас он есть — это Путин!
– Спасибо, мне было важно услышать ваше личное мнение по этому вопросу.
– Но, послушайте, Шуберт и Брамс в моей интерпретации не становятся хуже или лучше в связи с именами политических лидеров…

В это время к Юрию Башмету подошел известный пианист Левон Оганезов, а я поспешил задать несколько вопросов Мише Майскому.
Предварительно приведу слова Миши о его тюремном заключении в России: «Я получал жизненный «диплом» в стенах Бутырской тюрьмы, откуда пытался вырваться к родственникам в Израиль. И в Горьковской области полтора года лопатой грузил десятки тонн цемента. Как я всегда несколько иронически говорю — строил коммунизм, но, увы и ах, безуспешно. И потом я провел еще и два месяца в психиатрической больнице, потому что это был единственный и самый надежный способ не попасть в другого рода тюрьму, то есть в армию. Три года армии, куда меня пыталась запрятать невзлюбившая меня советская власть, это была бы смерть для меня как для виолончелиста. Естественно, в такой ситуации у меня просто не было выхода, я вынужден был уехать и начать новую жизнь».
– Как-то вы сказали: «Я никогда не чувствовал себя дома, будучи в России. Я всегда чувствовал, что я там родился по ошибке судьбы». Вы считаете, что с вами в свое время справедливо поступили в России?
– Конечно, нет. Но я ни о чем не жалею, даже наоборот. Благодарен судьбе за все, что со мной случилось после России.
– Иначе говоря, власти вытолкнули вас наверх, к признанию и популярности. Так вы простили Россию?
– Мне некого и не за что кого-то прощать. А справедливость — это понятие относительное. Правда, я не окончил Московской консерватории, но и без нее я получил приличное образование.
После этого концерта можно было обойти фонтан Линкольн-центра и попасть на гала-концерт примы мирового балета Натальи Макаровой, и там услышать о другом Мише. О Михаиле Барышникове, который сидел когда-то за одной партой в школе с Мишей Майским. Но я посчитал, что одного концерта для меня достаточно.
Фото автора

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 1,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Анатолий Ясеник

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Музыканты и политика. Встреча с Юрием Башметом и Мишей Майским

  1. Что отличает дилетанта от профессионала? В некоторых случаях это , увы, синдром Герострата. И нежелание задуматься о том, как от неприемлемых с точки зрения журналистской этики высказываний авторов страдает репутация авторитетного издания. Издания, предоставившего автору не только право свободно говорить и мыслить, но ещё и право думать , например о последствиях им сказанного.

    Пожелание дилетантам — высказываться свободно и безрассудно вы имеете полное право. Но будьте любезны, реализуйте это право на собственных ПЕРСОНАЛЬНЫХ сайтах.
    .

Обсуждение закрыто.