В разные эпохи мудрецы и ученые пытались сформулировать, в чем особенность и ценность еврейского пути и взгляда на мир. Классический ответ: еврейство — это особенная связь с Вс-вышним, который избрал нас, чтобы иметь партнеров по сотворению мира. Это правильный ответ, но возникает следующий вопрос: а в чем роль партнера?
Эта роль разделяется на две сферы — интеллектуальную и деятельностную. Мы должны познавать мир и улучшать его. В разные эпохи способы познания и влияния изменялись и совершенствовались. Также могли меняться способы взаимодействия с другими народами, среди которых жили евреи. Мы со временем рассмотрим историческую динамику. В этой статье мы приблизимся к современным реалиям.
Во второй половине XIX и особенно в XX веке резко изменилась динамика в науке и культуре. В культуре (в частности, в искусстве) человечество перешло от реализма, описывающего внешнюю сторону реальности, к разным сложным техникам. Эти техники не только отличались оригинальностью, они извлекали глубинные смыслы мира.
Аналогичные процессы происходили и в науке. Мы не только добрались до уровня атома, но и смогли познать тонкие полевые и энергетические структуры мироздания. Неслучайно среди новаторов в искусстве и науке было много евреев.
Эта глубина не у всех вызывала позитивные реакции. Два наиболее одиозных диктаторских режима ХХ века, советский и гитлеровский, очень агрессивно противились новым путям. Гитлер сам был начинающим художником-реалистом, и он с ненавистью обрушивался на те явления в культуре, которые позволяли заглядывать за «фасад» мироздания. Советские культурные функционеры и политики также пытались ограничиться соцреализмом и подавлять творческих новаторов. Можно сказать, что диктаторские системы стремились к «плоскому» миру. Писатель Э. Эббот назвал такой мир «флатландией» (плоская земля).
Умение «копать вглубь» является одним из еврейских качеств, которым нас одарил Вс-вышний. Второе качество — это умение находить единство. Единство непосредственно связано с идеей Единого Б-га. В древности все религии (мировоззрения) были политеистическими, то есть раздробленными. Евреи, сначала Праотцы, а потом весь народ под горой Синай, вышли на знание о Единстве, представленном Единым Вс-вышним. Благодаря этой роли евреев в дальнейшем возникли еще две монотеистические религии — христианство и ислам.
А теперь посмотрим на взаимоотношение идеи глубинности и единства. В общественном устройстве к идее единства тяготеют диктатуры. Но их единство стремится быть «плоским», избегающим глубинности. Современный западный демократический мир, называемый часто постмодернистским, осваивает отдельные глубинные идеи, но пытается избежать идеи Единства, заменяя ее плюрализмом (множественностью).
Мы видим, что самой непростой задачей является соединение идей глубины и единства.
Евреи среди народов
Описанная модель позволяет лучше понять, почему евреи преуспевают в развитии культуры других народов, среди которых они живут. Сказано в Торе, что мир разделен на 70 народов (число 70 условное, оно обозначает множественность). Каждый народ обладает своими особыми ценными чертами характера. Но не всегда народ сам может до конца разобраться в самом себе. Иногда отдельные черты находятся в латентном (скрытом) состоянии. И часто евреи, обладающие глубинностью, способны раскопать в культуре народа, среди которого они живут, ценные ресурсы. Еврей становится знатоком культуры народа. Часто он становится бóльшим представителем народа, чем сами местные жители. Это означает не просто «вжиться» в образ, но и развить этот образ. Этой темы касается р. Штейнзальц в книге «Мы — евреи».
Наиболее важно найти конструктивные способы диалога между евреями и теми народами, среди которых евреи живут. Евреи играют роль зеркала и микроскопа, через который народ может увидеть себя в углубленной перспективе.
Особенно интересно, когда такие евреи, принесшие особенности «70 народов», собираются вместе в Израиле. Тут возникает задача — как из разных углубленностей прийти к единству. Для этого служит иудаизм, который позволяет и объединить еврейство, и дать каждой части возможность углубиться в свои ценные ресурсы. Ключевая цель Израиля — построение сложного и углубленного единства на базе разных групп народа.