Песах — самый сюжетный праздник. Его история насыщена событиями. Мудрецы «конвертировали» эти события в текст Пасхальной Агады. Как и все еврейские тексты, Пасхальная Агада наполнена множеством глубинных смыслов. Мы можем их «оживить», как сидя за седерным столом, так и вне Седера — как часть программы трансформации нашего внутреннего мира, изучаемой в обычные дни. Но во время Седера эта процедура имеет более мощное влияние, так как сказывается таинство времени.
Наши мудрецы называют эту ночь особой. Одно из названий этой ночи в Торе — «лейль шмурим». Нет однозначного перевода этого словосочетания. «Лайла» — это ночь. Слово «шомер» можно перевести как охраняющий, сохраняющий, но и скрывающий. По простому смыслу — в ту ночь перед выходом из Египта Б-г охранял евреев от «ангела смерти». По более глубокому смыслу — энергия самой этой ночи сохраняет в евреях их глубинные ресурсы. По еще более глубокому смыслу — Б-г «хранит» в этой ночи ресурсы, одновременно и скрывая, и раскрывая их.
Есть важная идея в сочетании «скрывания» и «раскрывания». На иврите есть два варианта перевода слова «сокрытый». Это термины «галут» и «сотер» (отсюда имя — Эстер). Каббала говорит об одинарном и двойном сокрытии. Двойное сокрытие — это когда скрыт сам факт сокрытия. И человек даже не догадывается, что можно что-то искать. Одинарное сокрытие — это ситуация, когда человек знает о сокрытии и ищет способы (пути) к раскрытию.
Еврейская традиция в ее классическом воплощении всегда рассматривала наши тексты с позиции «одинарного сокрытия» и стремилась раскрывать сокрытые смыслы. Очень важно понимать комментарии к текстам как раскрывающие процессы. Если вы прочтете комментарии к Торе, написанные самым знаменитым мудрецом Раши, то сами комментарии вас могут и не вдохновить. Но если вы обратите внимание, что каждый комментарий Раши фокусировался на особенности текста Торы, которая вызывала у Раши вопрос, то перед вами раскроется мощный свет и новые смыслы.
Очень знаменит в этом смысле комментарий Махараля («Гур Арье», в переводе «Львенок»), раскрывающий глубинный смысл комментария Раши (комментарий на комментарий). Очень важным является современный комментарий к Торе, который постепенно издает в русском переводе П. Полонский. Только что вышел в свет 3-й том книги «Берешит», посвященный Ицхаку и Яакову.
Агада изнутри
Обратимся к Пасхальной Агаде и посмотрим на ее психомистические смыслы.
Десять казней — это «смена власти» внутри нас. Есть разные объяснения этого процесса. Одно из них связано с 10 сфирот, которые последовательно «переключаются» из режима служения нашему «мохин катнут» (малому сознанию) в режим служения «мохин гадлут» («расширенному» сознанию). Самыми важными являются первая (малхут), девятая (хохма) и десятая (кетер) «программы». Постепенно отключая оппонента, мы выделяем «пространство» для сфирот Высших Сил.
Так же, как в истории Пурима, вешают 10 сыновей Амана, представляющих аспекты нашего «жесткого» оппонента (вредителя-антисемита), здесь мы нейтрализуем нашего «узкого» оппонента («тормозителя» и ограничителя).
Сюжет прохождения через рассеченное море наши мудрецы сравнивают с рождением (включением) нашего Высшего Я. Четыре сына переосмысливают четыре наших подхода к жизни. Второй сын из злодея переосмысливается в бунтаря-искателя. Третий сын из простака переосмысливается в цельного. Четвертый из «не умеющего спросить» — в умеющего «молчать», понимая без слов. Виленский Гаон в своем комментарии к Агаде писал про четвертого сына, что его высшая реализация соответствует принятию Торы на Синае (наасэ ве-нишма — сделаем и поймем [не будем много спрашивать]). Четвертый сын — это возможность ощущать Синайское откровение. Третий Сын — возможность ощущать Шхину (Б-жественное присутствие).
Если мы сумеем «собрать» внутри себя все четыре подхода, это очень сильно одухотворит нашу жизнь. Не только сам седер и Агада, но и уборка в нашем доме может быть спроецирована вовнутрь нашего мира. Мы «перезаряжаемся» и подготавливаем внутренний мир, чтобы в ночь Седера создать новую реальность — внутри себя.
Некоторые называют Песах днем рождения еврейского народа. Каждый год мы имеем возможность «переподключиться» на еще более глубинные и мощные пласты нашего «надсознания».