Отнимет Б-г у смерти меч,
Спешивший мясника упечь,
Что на убой вола обрек,
Который выпил ручеек,
Гасивший яркий огонек,
Тот самый, что дубинку сжег,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел…
Внынешний шаббат вместо традиционной субботней трапезы евреи во всем мире проведут Пасхальный седер, особое застолье в память об Исходе наших предков из Египта. Так начнется Песах, семидневный праздник, «время нашей свободы», как сказано в молитве, и праздник нашей веры…
Гершеле Острополер, популярнейший герой еврейского фольклора, прислуживал выдающемуся мудрецу ребе Боруху, помогал ему по хозяйству. Однажды ребе Борух жарил козленка на плите. Ему надо было ненадолго отлучиться, и он позвал Гершеле. Когда Гершеле пришел, ребе Борух указал на плиту и попросил его не спускать глаз с лакомого блюда.
Гершеле был полон решимости выполнить задание уважаемого ребе самым лучшим образом. Но в доме было душно и жарко, и через некоторое время Гершеле задремал. Он и не заметил, как дверь чуть-чуть приоткрылась, и в дом вошел нежданный и незваный гость — соседский кот.
Кот учуял аромат жареного мяса и твердо решил отведать его первым. Он ловко вскочил на кухонный стол, примыкавший к плите, и стащил на пол почти готового для еды козленка. А затем не спеша приступил к самой вкусной трапезе за свою недолгую жизнь…
Гершеле проснулся, как от толчка. В этот момент кот обгладывал последние косточки козленка. Почуяв движение незадачливого сторожа, он медленно попятился и изящно удалился тем же путем, каким пришел — через входную дверь.
Потрясенный Гершеле протер глаза, но объедки жареного козленка так и не исчезли. Нет, это был не сон. Не успел он по-настоящему расстроиться, как услышал во дворе голос вернувшегося ребе Боруха.
Гершеле проворно собрал обглоданные косточки козленка и сунул их в печь. Войдя в дом, ребе Борух с удивлением посмотрел на сторожа: тот шагал взад-вперед по комнате с озабоченным выражением на лице, как будто пытался решить сложную задачу.
«Что случилось, Гершеле?» — спросил ребе Борух. Гершеле ответил, что он не может разобраться в тексте популярной пасхальной песенки «Хад гадья», «Один козленок».
«Разве не правда, — начал Гершеле, — что невинный козленок был съеден плохим котом, которого укусила затем хорошая собака? Затем плохая палка побила собаку, хороший огонь сжег палку, плохая вода погасила огонь, хороший бык выпил воду, плохой резник зарезал быка, хороший ангел смерти отправил на тот свет резника, а затем Б-г… Ой, — испуганно воскликнул Гершеле, — как мне продолжить?»
Ребе замер на мгновение и затем произнес: «Прекрасный вопрос Гершеле! Давай вместе подумаем».
В комнате воцарилась тишина. Наконец через несколько минут ребе Борух радостно воскликнул: «Нашел! Давай начнем с другого конца: Б-г не может быть плохим, верно? Он всегда прав и заслуженно наказал ангела смерти — ведь ангел смерти был неправ, когда убил хорошего резника, который зарезал плохого быка, который выпил хорошую воду, которая погасила плохой огонь, который сжег хорошую палку, которая побила плохую собаку, которая укусил хорошего кота…»
«Минуточку, ребе, — прервал его Гершеле. — Вы хотите сказать, что кот был прав, когда съел козленка?!»
«Именно так», — ответил ребе Борух, еще не подозревая, в какую ловушку загнал его хитрый Гершеле.
«Тогда, ребе Борух, — невозмутимо произнес Гершеле, — не вините меня за то, что вы остались без ужина».
Этой изящной притчей можно завершить Пасхальный седер. Ведь что такое Песах? По существу, это праздник нашей веры, ибо чудеса, произошедшие в Египте и при Исходе, научили нас вере в безграничное могущество Творца Вселенной. Из детской песенки «Хад гадья», которую поют в конце седера, мы учим, что все зависит от того, на какое место мы ставим Б-га в своей жизни — первое или последнее.
Тем, кто ставит Его на последнее место, приходится решать трудные проблемы: они часто попадают в тяжелое положение, как Гершеле. Выигрывают те, кто начинает с Б-га, а не с жареного козленка.
Без контрабанды
Однажды накануне Песаха, когда на улицах Бердичева еще дымились костры, на которых евреи по традиции сжигали хамец, остатки заквашенных продуктов, реб Леви Ицхак отправился на городской базар.
Вначале он подошел к нееврейскому торговцу, о котором говорили, что он продает из-под полы контрабандные товары. Ребе тихо спросил его: «У вас есть китайский шелк?» — «Лучших сортов и в любом количестве», — ответил торговец. Реб Леви-Ицхак вежливо поблагодарил его за информацию и пошел дальше, осматривая лотки. Через минуту он остановился возле продуктовой лавочки еврея и как бы невзначай спросил: «Что-нибудь из хамеца не осталось?»
«Хамец?! — изумился еврей. — Да что вы, ребе, сохрани Г-сподь! Я уже выдраил весь дом и лавку, ни крошки хлеба не найдете у меня!»
И тогда реб Леви-Ицхак воздел руки к небу и воскликнул: «Владыка Вселенной! Ты видишь, какой честный и сознательный у Тебя народ! Русский царь, самый могущественный и грозный правитель на свете, владеет огромной армией, самой строгой полицией и самыми страшными тюрьмами. Этот царь запретил контрабандный ввоз и продажу иностранных товаров. И хотя граница его империи охраняется денно и нощно, нелегальный импорт процветает. Запрещенные товары продают на базарах, почти не таясь.
Но Ты, Г-сподь, лишь однажды и очень давно приказал в своей Торе: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших». И вот уже более трех тысяч лет — без армии и полиции, без угроз и обысков, без штрафов и тюрем — евреи скрупулезно соблюдают Твой закон, тщательно выметают хамец перед Песахом. Пройди, загляни в любой дом — ни единой крошки не найдешь! Кто сравнится с Твоим народом?!»
Интересно, смог бы реб Леви-Ицхак сказать то же самое сегодня?