– Когда-то я преподавал в «Эзра Академи», одной из еврейских школ Нью-Йорка, — рассказывал рав Моше Вайнбергер, раввин синагоги «Эш Кодеш» («Огонь святости»). — В 12-м классе был один мальчик из России, который, как мне казалось, не проявлял интереса к иудаизму. Однажды я обсуждал на уроке слова Талмуда о том, что когда придет Мошиах, то само творение будет помогать еврею исполнять волю Творца. Так, например, если человек захочет в субботу срубить дерево, то оно скажет ему: «Сегодня шаббат!»
Конечно же, Мошиах еще не пришел. Однако если обладающие тонкостью души люди прислушаются, то и сегодня они могут в субботу услышать обращенный к нам из будущего голос: «Сегодня шаббат!»
– Когда ты садишься в машину в субботу, то слышишь ли ты ее голос? — обратился я к ученику из России, который не скрывал, что он не соблюдает шаббат.
Он задумался и вдруг ответил:
– Да, я слышу, как машина шепчет мне: «Сегодня шаббат».
Через некоторое время после окончания школы этот мальчик продолжил изучение Торы в Израиле. И сегодня он живет в Иерусалиме со своей большой еврейской семьей…
«И воззвал Всевышний к Моисею, и говорил Всевышний с ним из Храма», — с этих слов начинается третья книга Торы «Ваикра». «Голос раздавался и доносился только до Моисея, но другие евреи его не слышали», — поясняет Раши. Почему Тора подчеркивает, что этот голос раздавался из шатра собрания? «Это учит нас тому, что голос пресекался и не выходил за пределы шатра, — говорит Раши. — Подобное мы находим относительно могучего голоса, раздававшегося только в Храме: «И шум от крыльев херувимов был слышен до внешнего двора» (Йехезкель, 10:5). Почему сказано: «до внешнего двора»? Дойдя до внешнего двора, голос пресекался».
Почему, выходя за пределы Храма, голос Всевышнего больше не был слышен? Потому что святость Храма помогала человеку настроиться на нужную волну святости и услышать голос Всевышнего.
В действительности Всевышний обращается ко всем и всегда, однако слышат его лишь немногие. Ведь для того чтобы услышать этот голос, нужно научиться слышать тишину, как сказано в молитве Йом Кипура — «голос тонкой тишины». Однако в суете сует мы слышим много других громких голосов.
В «Поучении отцов» приводятся слова рабби Шимона: «Всю жизнь я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для тела, чем молчание». Почему рабби Шимон подчеркнул, что «для тела не нашел ничего лучшего, чем молчание»?
«У тела и души есть свои голоса, которые зачастую находятся в противоречии, — писал ребе из Гур в своей книге «Сфас Эмес». — Тело хочет взять, отнять, а душа — дать, поделиться. Потому рабби Шимон и говорит: нет ничего лучшего для тела, чем научиться молчать. Тот, кто не слышит голос тела, призывов взять, отобрать, сможет услышать голос души, голос совести и поделиться, помочь нуждающимся людям»…
Пророк Йехезкель писал, что «шум крыльев херувимов был слышен до внешнего двора». Херувимы — в облике мужчины и женщины — находились в Святая Святых Храма. Лишь первосвященник заходил туда в святой день Йом Кипур, и по тому, как были обращены лица херувимов друг к другу, он судил о том, как относится Всевышний к своему народу, удостоились ли прощения.
Урок состоит в том, что если херувимы в Храме и люди на земле обращены друг к другу, то и Всевышний обращен к нам с Небес. Более того, тот, кто хочет удостоиться услышать голос Небес, должен обрести тонкость души и услышать голос своего друга, своих близких, членов своей семьи…
В преддверии Исхода Всевышний обратился к Моисею, чтобы он сказал евреям: «В десятый день этого месяца пусть возьмут себе по ягненку на семью». Десятое число месяца весны Нисана выпадало на шаббат, который с тех пор называется Великой субботой, ибо события этого дня привели к Исходу. Но разве евреи не могли выйти из рабства без того, чтобы взять себе «ягненка на семью»?
Из Святой Земли в Египет спустились семьдесят «душ» — 70 членов семьи Яакова, которых Тора называет словом «душа», для того чтобы подчеркнуть их единство. Однако рабство разрушило это единство, и в духовном смысле они опустились в нечистоту. Для того чтобы выйти из рабства, нужно было вырваться из этой нечистоты и удостоиться святости. Всевышний заповедал каждой семье взять ягненка и съесть его в кругу семьи в день Исхода, для того чтобы укрепить единство и святость еврейской семьи, что привело и к единству всего народа, пишет рав Шломо Йосеф Элияшев (Диврей Агада). В праздник Песах каждый еврейский дом становится Храмом — домом Святости.
Отмечая праздник нашего освобождения, члены семьи садятся за стол и, подобно херувимам в Храме, поворачиваются друг к другу, укрепляя единство своей семьи. Люди вместе едят, обсуждая историю Исхода. Родители и дети слышат друг друга, и еврейская традиция передается из поколения в поколение.
Спасибо, очень интересная статья