За праздничным столом на Пурим я спросил собравшихся: «Кто в сегодняшнем, опасном для евреев мире представляет собой Амана?» Первое предложение было — Ахмадинеджад. Я не согласился. Иранский президент — погромщик из тех, кого евреи уверенно разбили в истории Пурима: «Никто не мог устоять против них» (Мегиллат Эстер, 9:2).
Гениальность Мегиллы в том, что в почти театральной форме она представила схему преследования евреев для всех времен. Исполнители меняются, а действующие лица остаются. И в сегодняшнем мире, в нарастающей драме с иранской ядерной программой, надо только разглядеть — кто есть кто.
Аман — изощренный злодей. Самый могущественный сановник Персии, он мог бы, конечно, «разобраться» с отдельно взятым непокорным евреем Мордехаем. Замысел Амана коварнее. Разрушая этот замысел, «приказал Мордехай… от имени царя… что позволяет царь иудеям… собраться и встать на защиту жизни своей: истребить, убить и погубить всех вооружившихся… которые готовы напасть на них» (8:9–11). Коварство Амана — не дать евреям защищаться, предотвратить их превентивный удар.
Так кто в сегодняшнем мире мешает «иудеям встать на защиту жизни своей»? Мнение экономиста афроамериканца Томаса Соуэлла из National Review 7 марта: «Президент Обама предпринимает неторопливые и неискренние попытки создать впечатление, что он пытается остановить иранскую ядерную программу, и в то же время яростно требует от Израиля не совершать против этой программы военных действий… Пока мы ждем, риск (создания бомбы) растет по экспоненте». Дополняет Соуэлла директор Национальной разведки США. Отвечая в соответствующей комиссии Сената на вопрос, влияют ли санкции на продвижение иранской ядерной программы, он сказал: «Абсолютно не влияют». О стратегии Обамы предупредил Чарльз Краутхаммер в колонке для Washington Post от 9 марта: «Мы пытаемся сделать для Израиля решение нанести удар трудным, насколько это возможно», — сообщил член администрации. Это наиболее обескураживающее признание Белого дома со времен «руководства из-за спины». Краутхаммер называет это признание «разоблачающим и шокирующим». Он негодует: «Неужели задача американской политики — предотвратить, чтобы демократический союзник, которому грозит уничтожение, устранил угрозу себе? Да, это так. Переговоры с Ираном, не ограниченные временем, хорошо подходят для этой стратегии — связать Израиль. Президент США фактически требует, чтобы Израиль целиком доверил ему вопрос своего выживания». Тревожная перспектива, особенно учитывая предостережение Соуэлла относительно гарантий Обамы: «Все, что он (Обама) говорит, есть послание, написанное на песке, которое легко будет раздуто следующим политическим ветром».
О том же — о желании Обамы лишить Израиль возможности встать на свою защиту в связи с иранской атомной бомбой — одинаково пишут в своих колонках от 6 марта Каролин Глик в JP и Брет Стефенс в WSJ: «Президент США фактически требует, чтобы Израиль отдал в его руки вопрос своего выживания».
Интересный персонаж Мегиллы — Зэрэш, проницательная жена Амана. Она верно разъяснила мужу динамику противостояния евреям. «Если Мордехай, пред которым ты начал падать, — из потомков иудеев, то не одолеешь его, а непременно падешь перед ним» (6:13–14). В окружении Обамы такой ясностью объяснения отметилась Хиллари Клинтон. Выступая перед студентами в Тунисе 25 февраля, госсекретарь ответила на вопрос об обещаниях, даваемых Обамой евреям: «Во время политических кампаний говорят много разных слов, на которые не следует обращать много внимания. Имеются комментарии, которые не отражают нашу внешнюю политику, не отражают, кто мы как народ». Отделив евреев от «народа», Хиллари, по сути, повторила формулу Амана о евреях: «Есть один народ, рассеянный среди народов, но обособленный» (3:8).
Мордехая, после речей в мае 2011 года в Конгрессе и на недавнем съезде AIPAC, в которых он решительно отстаивал право Израиля защищать себя, не избегая противостояния с Обамой, может символизировать Биби Нетаниягу.
Реальный судья в решении судьбы евреев в Мегилле, конечно, не сластолюбивый пьяница Ахашверош. Комментаторы объясняют нам, что в местах Мегиллы, в которых говорится «Царь» без упоминания имени, скажем, «в ту ночь Царь не спал» (6:1), нужно понимать Царя Небесного, озаботившегося в ту ночь судьбой евреев. Этот Судья сегодня, естественно, тот же, что и два с половиной тысячелетия назад, во времена царицы Эстер.
Но кто царица Эстер? Было бы примитивно понимать драму Пурима как эротическую историю о том, что неотразимая еврейка соблазнила могущественного царя и тем спасла евреев. Такая модель в истории не работает. Родственница Лазаря Кагановича Роза, с которой, как сообщали среди прочих Бабель и Серго Берия, спал Сталин, и Моника Левински не изменили антисемитизма Сталина и антиизраильской политики Клинтона.
Эстер символизирует другое. «Пойди собери всех иудеев… не ешьте и не пейте три дня… а я… тоже буду поститься» (4:16) — проинструктировала она Мордехая в критический момент драмы. То есть для спасения евреи должны поститься, провести интроспекцию и раскаяться в своих грехах и заблуждениях. Если Мордехай символизирует политического лидера, то Эстер — духовного, могущего привести народ к раскаянию в заблуждениях.
В наше время предельно очевидно, из-за каких заблуждений евреев новый Аман преследует Израиль. Увлечение евреев всевозможными лжемессианскими идеями: марксизмом, социализмом, всякими «идеологиями освобождения», неправильная сторона в столкновении цивилизаций (поддержка радикальных движений «угнетенных», включая мусульманские) — все это нашло свое высшее выражение в возвышении Обамы. Он олицетворяет торжество всех этих заблуждений. Сын «освобожденного» плейбоя-мусульманина, последователь марксиста Сола Алинского, ученик антиамериканского, антибелого пастора Райта, друг революционера-террориста Айерса, Обама получил на выборах 2008 года почти 80% еврейских голосов. Да и сейчас 62% американских евреев поддерживают его, по меньшей мере 7 из 35 сопредседателей кампании за переизбрание Обамы — евреи.
В Мегилле «бросали пур, то есть жребий пред лицом Амана… до месяца Адар» (3:7). Так Аман назначал дату избиения иудеев. Сейчас день возможного упрочения власти Обамы тоже известен. Это 6 ноября, новые выборы президента.
Глик в упомянутой статье анализирует последствия возможной победы Обамы на этих выборах: «Единственная неизменная вещь в политике Обамы относительно Израиля — это враждебность. Логичным результатом его переизбрания станет то, что у него не будет больше причины сдерживать свою ненависть к Израилю».
В связи с этим не выглядит угрозой предупреждение, которое сделал лидерам американских евреев советник по национальной безопасности вице-президента Байдена Энтони Блинкен. Как сообщил Омри Керен на сайте журнала Commentary, Блинкен пригрозил: если евреи будут публично обсуждать враждебное отношение Обамы к Израилю в контексте выборов, они должны ожидать последствий этого в случае переизбрания Обамы.
Краутхаммер завершил свою статью так: «Асимметрия поражает. Справедливый наблюдатель должен рассудить, что стремление Израиля не сгинуть безмолвно морально значительно превосходит политическое будущее одного человека, даже если этот человек — президент США».
Главный урок Мегиллы — для того чтобы избежать опасности, мы должны осознать наши заблуждения и раскаяться в них. Без еврейских голосов в ключевых штатах и без еврейских пожертвований опасность переизбрания Обамы для Израиля сгинет.
19 комментариев к “Мегилла для наших дней”
Обсуждение закрыто.
Борис — 100%!! Именно об этом я писал в статье «Бе-кицур»
http://evreimir.com/75346/120311_yehuda_bekizur/
Иегуда.
==мы должны осознать наши заблуждения и раскаяться в них. Без еврейских голосов в ключевых штатах и без еврейских пожертвований опасность переизбрания Обамы для Израиля сгинет.==
Короче говоря, «КТО ВИНОВАТ?» и «ЧТО ДЕЛАТЬ?» — нам уже стало известно.
Осталось только выяснить мелочь, которую автор не упомянул в своей статье: «КАК ПРАК-ТИ-ЧЕС-КИ ЭТО ОСУЩЕСТВИТЬ?»
Ну что-же, может Рахель будет в роли Эстер в этот раз
Господину Ицхакову: «ЧТО ДЕЛАТЬ?» и «КАК ПРАК-ТИ-ЧЕС-КИ ЭТО ОСУЩЕСТВИТЬ?» — одно и то же. Не голосовать за Обаму и не жертвовать деньги на его кампанию.
Вы назвали это: «Без еврейских голосов в ключевых штатах и без еврейских пожертвований опасность переизбрания Обамы для Израиля сгинет.»
Может даже будет мало просто не голосовать за обаму, скорее всего придётся голосовать за любого оппонента обамы, так-как обама наверно опять получит более 90% негритянских голосов
Господину Ицхакову: «ЧТО ДЕЛАТЬ?» и «КАК ПРАК-ТИ-ЧЕС-КИ ЭТО ОСУЩЕСТВИТЬ?» – одно и то же. Не голосовать за Обаму и не жертвовать деньги на его кампанию.
Уважаемый г-н Гулько, позволю себе НЕ согласиться с Вами.
Я — прагматик. Когда журналист со страниц газеты/сайта объясняет мне, ЧТО нужно делать, но не указывает КАК это нужно сделать, у меня, естественно, возникает вопрос о практическом осуществлении предложенных мне мероприятий.
==Вы назвали это: «Без еврейских голосов в ключевых штатах и без еврейских пожертвований опасность переизбрания Обамы для Израиля сгинет.»==
Ну, скажем так — это назвал не я, а Вы — я лишь процитировал Вас.
Но мы теперь опять возвращаемся не законченной нами дискуссии: Где кончается свобода выбора человека и вступает в силу Воля Вс-вышнего?
Я так понимаю, что если общество en masse сделает неправильный выбор, то Вс-вышний лишь разведёт руками и скажет: — «Ну, ребята, я здесь ни при чём — вы сами ТАК зохотели — теперь расхлёбывайте!» Т.е., если люди будут действовать вопреки Его Генеральному Плану (надеюсь, Вы верите, что такой План у Него есть), то Б-г вынужден будет подчиниться нашему неправильному выбору. Я подчёркиваю — речь не идёт об индивидуальном выборе человека — обладать или не обладать трепетом перед Небесами — речь идёт о крупномасштабных исторических событиях.
Господину Ицхакову: вряд ли мы разрешим сейчас, с ходу, величайшую загадку мироздания — отношение свободы воли и Божественного Замысла. Для данного текста достаточно признания того, что существует и то, и это. И мы должны пытаться выполнить свою часть.
Божественный замысел осуществится, но, как было с ошибкой разведчиков в пустыне, мы можем навлечь на себя лишние беды.
Уважаемый Борис Гулько, у меня не было сомнений в том, что мы, в конце концов, найдём общую почву под ногами.
Хочу лишь добавить к сказанному мною вчера:
В своих статьях Вы ставите серьёзные вопросы, но решения, которые Вы предлагаете, звучат для меня несколько лозунгово. Типа: «Выполним пятилетку в четыре года!» — Остановим антисемитизм в мире! Не допустим переизбрания Обамы!
И даже если Вы предлОжите конкретные действия для выполнения ЭТИХ задач, всё равно на уровне человека — Бориса Гулько или на уровне газеты «Еврейский мир» ни Вы, ни мы, Ваши читатели, проблему не решим — ни с искоренением антисемитизма, ни с не/переизбранием Обамы. Ибо вопросы ТАКОГО масштаба находятся НЕ В НАШЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
На своём, индивидуальном уровне мы можем только выполнять или не выполнять заповеди, данные нам Вс-вышним, но в делах мироустройства, увы, мы — ничто. Вспомните недавние события в СССР, когда после 17 года повсеместно звучало: «Ничто не даст нам избавленья/Ни бог, ни царь и не герой/Добьёмся мы освобожденья/Своею собственной рукой!» Добились?
Если вернуться к истории Пурима, то давайте вспомним, что сказал Мордехай, обращаясь к Эстер (цитирую по памяти):
-Если ТЫ не сделаешь это — спасение придёт из другого места.
Т.е., Вс-вышний всё равно не даст евреям погибнуть. Но каждый должен поступать так, как велит ему совесть, воспитанная на Торе.
Иными словами: «Делай, что дОлжно, и будь, что будет!»
Наша задача — постараться понять — что же именно нам дОлжно делать. А для того, чтобы призывать людей действовать «как дОлжно,» следует хорошо знать «матчасть».
А по поводу примера с разведчиками Вы совершенно правы: это ещё одно свидетельство того, как неправильные действия людей приводят: а) к наказаниям; и б) осуществлению в любом случае того, что задумал Вс-вышний.
Делай, что дОлжно, и будь, что будет!
И ещё, г-н Ицхаков: — МОЛИСЬ И ДЕЙСТВУЙ ! Не лозуг — основной принцип Хабада. Очень действенный — проверено.
Уважаемая Рахель, очень интересно, что Ваше «МОЛИСЬ И ДЕЙСТВУЙ! Не лозуг – основной принцип Хабада. Очень действенный – проверено»
также принцип Ордена Бенедиктинцев и Цистерциа́нцев: «Ora et labora!» — МОЛИСЬ И РАБОТАЙ!
Может на этой единой догматической основе двух религий одному из известных Вам авторов ЕМ и углубить иудео-христианскую кооперацию?
==МОЛИСЬ И ДЕЙСТВУЙ ! Не лозуг – основной принцип Хабада. Очень действенный – проверено.==
А что — УЧИСЬ -уже сегодня нерелевантно?
Интересно, чем же занимаются сотни тысяч евреев в иешивах и колелях — неужели только молятся с утра до вечера?
Релевантно, безусловно.
Ученье — свет, а неученье — тьма. Борису Гулько знаний хватает — на любой мой вопрос oтвечает цитатой из Торы, затем поясняет для нерадивой ученицы.
Предписание — действовать добровольно
Рав Бен-Цион Зильбер
Среди жертвоприношений, законы которых излагает глава, три вида: ола, минха и шламим — приносят не во искупление какого-то нарушения и греха, но просто по желанию, в подарок Всевышнему и в знак благодарности Ему. Возникает вопрос: каков смысл добровольных мицвот (таких в Торе немного, но они есть и помимо этих жертвоприношений)? Если Б-г хочет, чтобы мы совершали эти действия, то почему Он нам их не предписал, как все другие? А если не хочет, зачем их совершать?
Среди заповедей, предписанных нам Торой, есть заповеди, связанные с действием, и есть заповеди, связанные с сердцем, например, такие, как любовь к Б-гу, страх перед Небесами, запрет ненавидеть другого еврея и т.д.
Понятно, что выполнение заповеди, проявляющееся в определенном действии, вполне в нашей власти: мы способны управлять своими действиями. Но способны ли мы управлять сердцем, т.е. своими чувствами, своим восприятием мира? Находятся ли они в нашей власти?
Этот вопрос задает в своей книге «Биркат Перец» рав Яаков-Исроэль Каневский. Отвечает он на него так.
В трудах Рамбама и в книге рабейну Бехаей «Ховот а-левавот» мы находим рассуждения о том, какими путями человек может приблизиться к Б-гу. Рамбам говорит: к Б-гу нас может привести созерцание мира и природы вокруг нас. Внимательный наблюдатель не может не заметить удивительную гармонию, царящую в природе, согласованность взаимодействия между животным и растительным миром, сложность устройства органов животных и их поразительное соответствие среде обитания и т.д. Размышления об увиденном не могут не привести человека к мысли о Творце. А в «Ховот а‑левавот» говорится, что к Б-гу приводит чувство благодарности, которое не может не испытывать человек, по-настоящему задумавшийся над тем, какие блага физического существования ему даны. Умеющий думать будет благодарен за все положительные стороны своей жизни, за то, что он дышит, что он ест и пьет, и просто — за то, что он жив.
А теперь предположим, что человек размышляет, как советуют ему мудрецы, и — не получается! Ничего с ним не происходит. Сердце его закрыто, чувства не пробуждаются.
В «Месилат йешарим» рав Моше-Хаим Луцатто утверждает: как чувство, внутреннее горение, приводит к действию, так практическое действие приводит к зарождению чувства. И особенно активно развивается чувство, когда человек делает что-то, чего он делать не обязан. Каждый знает: с куда большей радостью мы тратим деньги на подарок любимому другу, чем отдаем их, возвращая долг.
Давая нам т.наз. добровольные заповеди, Тора открывает нам один из путей пробудить в себе чувство к Б-гу. Мы совершаем действия, приятные Б-гу, а от нас требующие определенных усилий, иногда довольно значительных, знаем при этом, что ничто нас к ним не обязывает, — и в нашем сердце растет любовь к Творцу. Интересное наблюдение: человек, впервые начинающий соблюдать заповеди, в начале своего пути выполняет их с особым энтузиазмом — в этом ему помогает субъективное ощущение, что он делает это по собственному желанию, ведь раньше он никогда этого не делал!
Этот аспект недельной главы кратко рассматривается в «Беседах о Торе» рава Ицхака Зильбера, моего отца, благословенна его память. Там сказано: «Один еврей склонен делать добро людям, другому свойственна особая сосредоточенность в молитве, третий посвящает каждую минуту изучению Торы. Благодаря своим склонностям каждый порой делает больше того, что обязан. Так в них пробуждается любовь к Б-гу».
Таким образом, в форме добровольных мицвот мы получаем еще один инструмент, средство работы над собой, приближающее нас к Всевышнему.
Господину Ицхакову: чего же «лозунгового» в моём предложении не поддерживать «аманов» финансово и ходить голосовать против них? Это отлично сработало в поддержке Тёрнера против Веприна и во вчерашней победе Сторобина. Я назвал свою колонку о победе Тёрнера «Русские евреи победили американских» и могу повторить это сегодня. Наш опыт противостояния злу в СССР делает нас уникальной группой евреев, и я пытаюсь формулировать этот опыт.
==Господину Ицхакову: чего же «лозунгового» в моём предложении не поддерживать «аманов» финансово и ходить голосовать против них? ==
Ну, по моему мнению, любой лозунг — это предложение поступить так-то и так-то.
Когда речь идёт о крупных политических событиях, то, как я писал, я считаю, что предлагай-не предлагай, будет не так, как хотите Вы, а будет так, как захочет Он: «Много помыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что замыслил Г-сподь. Замысел Г-спода всегда осуществится, намерения Его исполняются из поколения в поколение.»
Спрашивается, к чему все эти лозунги и призывы, если в любом случае «исполнится то, что замысил Г-сподь»?
Вы же знаете историю о том, как молодой энергичный человек хотел изменить, усовершенствовать мир. Когда же он, после многочисленных попыток убедился, что мир не хочет меняться, не хочет поддаваться на его призывы и стать лучше, он пришёл к своему ребе за советом: Что нужно сделать, чтобы улучшить мир, то ребе ответил ему: -Хочешь изменить мир? Начни с себя!
Очень мудра притча.
Господину Ицхакову: я вижу жизнь не так, как Вы. Не так её видел, я думаю, Яков, составляя стратегию встречи с Эйсавом и когда всю ночь боролся с ангелом, и Давид, когда симулировал сумасшествие перед Авимелехом, и Жаботинский, когда организовывал отряды самообороны против погромщиков. Ваш подход, что всё равно всё произойдёт так, как угодно Всевышнему, и надо только заниматься самосовершенствованием разделяли, наверное, евреи, только читавшие псалмы в ожидании погромов, и жертвы нацистов, не пытавшиеся бежать от опасности. Чего бежать, если всё произойдёт, как угодно Богу?
==Ваш подход, что всё равно всё произойдёт так, как угодно Всевышнему==
Вынужден разочаровать Вас, уважаемый г-н Гулько: «Много помыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что замыслил Г-сподь» — это цитата из Притчей царя Соломона, мудрейшего из людей ( «Мишлей» 19-21), а «Замысел Г-спода всегда осуществится, намерения Его исполняются из поколения в поколение» — из Псалмов царя Давида (33:11). Их мы произносим каждое утро непосредственно перед «Ашрей». Как видите, я не изобрёл велосипеда.
Что касается молодого Яакова или молодого Давида, которых Вы приводите в пример, то Вы наверняка знаете, что взгляды и принципы, исповедуемые в молодости, не всегда остаются неизменными. Авраам ведь тоже положил своего сына на алтарь, хотя ему ясно и чётко ранее было сказано, что от него произойдёт великий народ. Но именно потому, что Авраам целиком положился на Вс-вышнего, он подчинил себя Его воле, зная, что если в замыслах Б-га — создать народ, ведущий своё начало от Авраама, то замысел этот осущестится. БЕЗ ВСЯКИХ СОМНЕНИЙ.
А.Ицхаков, Я думаю что Биби Нетанияху руководствуется именно вашей версией о том что «Много помыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что замыслил Г-сподь. Замысел Г-спода всегда осуществится, намерения Его исполняются из поколения в поколение.»
Потому-что если-бы Биби Нетанияху руководствовался версией Бориса Гулько, то израильская армия давно бы вошла в газу и выселила бы оттуда всех мусульман. А так-же была бы рабомблена атомная программа ирана.
В обоих случаях «Много помыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что замыслил Г-сподь. Замысел Г-спода всегда осуществится, намерения Его исполняются из поколения в поколение.»
А результаты то будут разные.
In this era of total hypocrisy you are not proving to be a valid investment.
James.