Лучшее, что есть у человека, — это собака.
Шарль НИКОЛА-ТУССЕН
Природа щедро одарила Светлану. Она дала ей красоту, веселый покладистый характер, трудолюбие и талант. Уже в студенческие годы она приняла участие в престижном конкурсе молодых пианистов. После окончания консерватории стала концертирующей пианисткой и успешно выступала в различных городах Советского Союза и в странах Восточной Европы.
Постоянные репетиции и разъезды не оставляли времени на личную жизнь, но она была так увлечена своей карьерой, что это ее совершенно не тяготило. Однако после нескольких лет такой напряженной жизни она все же решила отдохнуть и купила путевку в санаторий, расположенный в Булдури на Рижском взморье. Там она познакомилась с молодым симпатичным мужчиной. Оказалось, что они земляки, даже живут на одной улице и у них много общих знакомых. Олег был доцентом, кандидатом наук и преподавал историю в университете. Он был разносторонне интересным человеком, прекрасно плавал, хорошо играл в волейбол и теннис. Он умел притягивать к себе людей, и вокруг него всегда собиралась веселая компания. Светлана неожиданно для себя оказалась ее активным участником. Олег прекрасно знал историю Латвии и увлекательно рассказывал очарованным слушателям про Лачплесиса, Бирона, Турайдскую Розу, не спуская при этом восхищенного взгляда со Светланы. А вскоре он ловко избавился от своего окружения, и они уже вдвоем со Светланой совершали длительные прогулки по взморью, съездили в Кемери, знакомились с достопримечательностями Риги, посетили органный концерт в Домском соборе.
Их встречи продолжились и в родном городе. И каждую новую встречу Светлана ждала с все большим нетерпением. Длительные поездки на гастроли были ей теперь в тягость. А когда их отношения достигли высшей точки и стало ясно, что жить друг без друга они уже не могут, Олег сделал ей предложение, и Светлана без колебаний дала согласие. Связанная контрактными обязательствами, она какое-то время продолжала гастролировать, но когда почувствовала, что должна стать матерью, решительно сказала себе, что семья важнее карьеры, и перешла на преподавательскую работу в консерваторию.
У Светланы родился мальчик Славик. Муж помогал ей во всем. Учитывая, что жене надо было беречь руки, он стирал и гладил пеленки, приносил продукты, убирал в квартире. Вместе они гуляли с коляской по скверику, который находился рядом с домом. Там у них появилась любимая скамейка неподалеку от детской площадки. Оттуда было удобно наблюдать за малышом, когда он немного подрос и мог сам играть в песочнице и кататься на качелях.
Шло время. Славик рос, а родители дружно занимались его воспитанием, стараясь дать ему как можно больше знаний и умений. Олег водил сына в бассейн и на каток, приобщал к спортивным играм. Светлана пыталась обучать Славика игре на фортепьяно, но он взбунтовался и заниматься согласился только гитарой. Школьная учеба давалась ему легко, но, к огорчению матери, он отдавал предпочтение точным наукам.
В житейских заботах незаметно промчались годы. Славик окончил школу и поступил в политехнический институт, но уже через год был призван в армию. Поскольку Славик был рослым, спортивным парнем, его взяли в десантные войска и отправили в Афганистан. Родители были в шоке. Теперь они с волнением ждали весточек от сына. И дождались. Его самого привезли в цинковом гробу. Светлана сразу постарела на десять лет, а Олег осунулся и почернел.
Но, как известно, беда не приходит одна. На заседании кафедры в университете один из сотрудников выступил с ура-патриотической речью по поводу войны в Афганистане. Олег вспылил, назвал эту войну бессмысленной и преступной, и поинтересовался, почему докладчик «отмазал» своего сына от участия в этой войне. Присутствующие дружно набросились на Олега, обвинив его в отсутствии патриотизма и прочих грехах, несовместимых с высоким статусом доцента университета. По ходатайству кафедры Олег был уволен. Сообщая жене о произошедшем, Олег выглядел совершенно спокойным. Он заверил ее, что нисколько не расстроен и, наоборот, даже рад покинуть это осиное гнездо. И уверен, что работу себе он найдет. Удалившись в свою комнату, он стал разбирать бумаги. Понимая, что мужу хочется побыть одному, Светлана ушла на кухню и занялась приготовлением ужина. Она слышала, как он включил телевизор. Через некоторое время она услышала странные звуки, доносившиеся из комнаты мужа. Вбежав в комнату, она увидела, что муж полулежит в кресле. Его голова была неестественно откинута назад, а рука безвольно свисала. Рядом на полу лежали разбитые очки. Скорая помощь зафиксировала смерть от инсульта.
После гибели самых близких ей людей Светлана долго болела, лежала в больнице и вышла оттуда совершенно другим человеком. Она продолжала вовремя вставать, ходить на работу, убирать в квартире, стирать, но делала это скорее по инерции, механически. Она не ела, а принимала пищу, порой даже забывая и это делать. Никакие события политической и общественной жизни ее больше не волновали. Она стала избегать больших компаний и увеселительных мероприятий. Многие люди, оказавшись в подобной ситуации, ищут утешение в религии. Но Светлана не была религиозным человеком, и поэтому ей было еще тяжелее переносить свое горе. Ведя уединенный образ жизни, она решительно отклоняла приглашения прежних друзей и сама никого не приглашала.
Исключением была лишь ее однокурсница, коллега и ближайшая подруга Галина. Они продолжали перезваниваться и нередко проводили время вместе. Галина постоянно пыталась растормошить подругу, отвлечь ее от грустных мыслей. Она рассказывала ей анекдоты и смешные истории. Но они вызывали у подруги лишь грустное подобие улыбки. Светлана разучилась смеяться. Галина как-то в сердцах сказала ей:
– Ты бы хоть поплакала, что ли. Тебе бы полегчало.
– Я очень бы хотела поплакать, да не получается. У меня внутри все окаменело, — призналась Светлана.
– А еще, Светка, тебе нужно обязательно выговориться, — продолжала настаивать Галина, — ты увидишь, как тебе станет легче.
– Перед кем я могу выговориться? Ты и так все знаешь. А остальным на меня наплевать. У Олега было любимое стихотворение, которое я теперь часто вспоминаю. Вот, послушай:
Если горе твое беспримерно,
Пусть никто не узнает о нем,
Пусть никто
из толпы безучастной
Не услышит отчаянья стон,
Не узнает о муке ужасной
Даже тот, кем удар нанесен.
Галина задумалась, но своих попыток вернуть подругу к нормальной жизни не оставляла. Иногда ей удавалась вытянуть ее на концерты в филармонию. Но и музыка не вызывала у Светланы прежних эмоций. Скорее, наоборот, обостряла тоску от невосполнимых потерь. Единственное место, где Светлана находила некоторое успокоение, была ее любимая скамейка в скверике возле дома, где в прежние счастливые времена они всей семьей часто проводили время. После работы, если позволяла погода, она могла часами сидеть на этой скамейке. Дома ее никто не ждал, а здесь она смотрела на играющих детей, гуляющих прохожих и не чувствовала себя одинокой.
Однажды она сидела так на своей скамейке и наблюдала за воробьями, которые дрались из-за хлебных крошек. Вдруг они побросали крошки и вспорхнули на дерево. У скамейки появилась собака и села прямо напротив Светланы. Это была простая дворняжка средних размеров. Необычными были ее глаза, напоминающие глаза много пережившего мудрого человека.
Окончание следует
Валерий НИСНЕВИЧ
1 thought on “Исцеление”
Comments are closed.