Мы танцуем, мы балетные…
Джордж Баланчин
Короли танца! Лучшие из лучших танцовщиков мира на одной сцене! В одном спектакле! Блистательная эта идея фанатически влюбленного в балет и глубочайше его познавшего Сергея Даниляна (того самого, что создал ставшую всемирно известной балетную продюсерскую компанию «Ардани Артистс») была им, Даниляном, осуществлена. Трижды. Причем всякий раз — иной сценарий, иная концепция, иной репертуар, разнящаяся от предыдущей «королевская» компания.
«Короли-2012» дарят нам встречу с Марсело Гомесом из Американского балетного театра, Денисом Матвиенко из Мариинки, Дэвидом Холлбергом, тоже из АБТ, но танцующего сейчас в Большом, Иваном Васильевым, наоборот, перешедшим из Большого в петербургский Михайловский театр, и Гийомом Котэ из канадского Национального балета. Великолепная пятерка, не правда ли? Образец настоящего мужского танца и настоящей мужественности, становящейся, увы, раритетом. И еще, что, наверно, и есть самое главное, это спектакль-шедевр, цельный в своем совершенстве.
Но мы уже в зале манхэттенского Сити-центра. На сцене все короли, «Джазовая пятерка», пик хореографической карьеры Мауро Бигонцетти, подлинная феерия танца, психология человеческих взаимоотношений и каждой личности, их анализ… В танце! Кто, как не их величества, смог бы так их раскрыть? Зал замер. Все (все!) осознали — перед ними танцовщики высочайшего класса, гении искусства балета.
А сольные номера? «Кабуриас», соединение фламенко со стилистикой японского театра Кабуки. Сочетание несочетаемого. Холлберг превзошел сам себя. «Убить» — убить любовь. Котэ показал это столь образно, что и словами так не описать. И вдруг сладостные и тревожные звуки Сотой симфонии Гайдна, в воздух, подобно птице, взвивается Гомес. Язык его совершенного, Б-гом изваянного тела сложен, но внятен, что есть безмолвие царя, о котором рассказывает нам танцовщик, мы понимаем и переживаем вместе с ним. Так же, как сопереживаем одиночеству, страшному и неодолимому, о котором поведал нам самый юный в пятерке Васильев. Откуда ему, 23-летнему, казалось бы, знать, что такое ужас одиночества, но большой талант подсказал ему, каков запутанный его лабиринт. И, наконец, слившись с благородным ноктюрном Шопена, возносится Матвиенко.
Заключительный аккорд: танцуют снова все пять королей. Восторг! Но изумляет: музыка общей коды создана Гийомом Котэ, а хореография — Марсело Гомеса. Воистину, талантливый человек талантлив во всем. Ох, как хочется верить, что это не последний «королевский» опус Сергея Даниляна!
Борис ГУРМАН