Минская Яма — память и боль

                                                                                                                              

На обелиске на русском и идиш написано: «…Светлая память на светлые времена пяти тысячам   евреев, погибших от рук заклятых врагов человечества   — Фашистско-немецких извергов. 2.03.1942 г. ..

 

      Вот уже 70 лет не утихает боль о погибших моих соотечественниках, евреях города Минска, на улице Мельникайте. Здесь 2 марта 1942 года фашистами было расстреляно около 5 тысяч узников минского гетто. На этом месте в 1947 году установлен обелиск, а в 2000 году — бронзовая скульптурная композиция «Последний путь», расположенная вдоль ступенек, ведущих к центру мемориала и представляющая собой группу обречённых мучеников, спускающихся на дно ямы. Архитектор — Леонид Левин.

      Ежегодно 9 мая, реже 2 марта, в ясный день или непогоду, вместе с другими евреями и неевреями я приходил на Яму, чтобы почтить память безвинно убитых . Одновременно это была демонстрация солидарности и единства народа, протест против антисемитизма в Белоруссии, в стране, в мире. Последним обстоятельством власть была крайне озабочена. Приведу несколько фактов. Местные газеты, такие как ,например, « Советская Белоруссия» и « Вечерний Минск» (попутно отмечу, явно антисемитские по содержанию и убеждению), как правило, в апрельских выпусках сообщали, что в такие-то дни и часы мая месяца у памятных трагических мест, в парках и скверах столицы состоятся траурные митинги, в том числе возложения венков, минуты молчания…Так вот, о Чёрном еврейском обелиске на Минской Яме никогда не упоминалось. Однако люди стихийно с раннего утра шли к Яме, шли, «со слезами на глазах». А дальше – выступления ветеранов, родственников уничтоженных, поминальная молитва на идиш…Кэгэбешники и дружинники, непременные участники события, пытаются вырывать из рук читающих листочки с текстом, а когда это не удаётся, включают бравурные песни громкоговорителей, установленных на легковых автомобилях. Только чтобы не было слышно о евреях – героях войны, о белорусах – праведниках мира и неправедниках (к сожалению, таких было значительно больше), о существующем антисемитизме в стране так называемого интернационализма. Заводилой траурных митингов был известный многим в Минске и за пределами eго многолетний отказник и, как тогда говорили, диссидент Лев Овсищер, ныне (увы!) покойный почётный полковник Армии обороны Израиля. Помню и его помощников, например, Евгения Геллера, известного сегодня пропагандиста еврейского спорта, автора  интересных публикаций в ”Форуме» и »Еврейском мире». С середины восьмидесятых (браво, Горбачёв!) отношение власти, в том числе и властителей дум-интеллигенции, писателей, к Яме постепенно менялось. У обелиска присутствовали, а иногда даже выступали деятели белорусской культуры, известные правозащитники. От районного исполкома стали возлагаться венки, официально объявлялась минута молчания. Со временем всё пришло в нормальное русло: право евреев на память и открытое поминовение погибших, наконец, было признано. И уже после моего отъезда на Яме был установлен мемориал из фигур, спускающихся вниз, навстречу смерти. Трагедии народа нет конца…  Будем её помнить! Никогда больше!

   Под впечатлением этих событий, 9 мая 1985-го года мне довелось сочинить стихотворение, которое осмеливаюсь предложить вниманию читателей.

На Минской Яме,

Как в Бабьем Яре,

Лежат, не дышат

Людей пять тысяч,

Убитых зверски

Детей еврейских,

Невинных граждан —

Читает каждый,

Кто с болью, с плачем

Спустился в кратер.

Теснят могилу

Жилья массивы.

Здесь в праздник майский

Цветут ромашки,

Знакомых лица,

Отряд милиции.

Вся грудь в медалях

У ветеранов.

У многих орден

Сверкает гордо.

Молчим минуту.

Подключен рупор

Бравурных песен.

Словам завеса.

Никто не слышит

Твой стон, Овсищер.

Рыданья. Всхлипы.

Василий Быков.

Варшава. Киев.

Цветы живые

Несут как память

К подножью камня.

Тот День Победы

Пришёл сквозь беды.

Мы правим тризну.

Не быть фашизму!  (1985)

  Ознакомиться с другими моими рифмованными текстами можно на сайте www.zelikm.com  в разделе »Рифмостики».  Не судите строго…

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора