Обама, Израиль и Иран: дилемма с трусами и крестиком

Публикации в западных СМИ за последнюю неделю, особенно статьи в ведущих американских изданиях, заставляют невольно задуматься о том, что в Белом доме ситуацию с Ираном кое-кто рассматривает как компьютерную игрушку. Дескать, если уровень пошел наперекосяк, можно загрузить более раннюю сохраненную игру и попробовать по новой.
Старый, но верный устав германской армии, написанный с полтораста лет назад, гласил, что в бою бездействие во много раз опаснее ошибки. Но, по всей видимости, эта старая истина осталась неизвестной нынешнему американскому руководству.
Ситуация с Ираном и его атомной программой вряд ли может оцениваться сегодня по-разному. Тегеран хочет иметь атомное оружие, использовать которое он грозит уже давно не только против Израиля, но и США, да и против иных мусульманских, но суннитских стран. В процессе его разработки есть два временных отрезка: стадия, когда производству атомного оружия можно помешать, и стадия, когда его нужно уже уничтожать. Если, конечно, вы не хотите поэкспериментировать с ситуацией, когда оно уже готово, и проверить, а не блефует ли Иран.
Но The New York Times в своей субботней статье почему-то считает, что такое деление на две стадии является изобретением израильского министра обороны Эхуда Барака, утверждая, что израильтяне «почему-то спешат». Американская администрация в свою очередь тянет время, стараясь оказать давление на Иерусалим, чтобы он дал еще один, неизвестно какой по счету, шанс на очередные санкции против режима аятолл.
Источники в администрации Обамы заявили изданию, что в конце января президент США в ходе телефонного разговора с премьер-министром Израиля пытался опровергнуть аргументы в пользу военной операции. По мнению американских официальных лиц, после этого разговора Биньямин Нетаниягу согласился еще немного подождать.
«Различие во мнениях относительно иранской ядерной «неприкосновенности» играет важную роль, потому что влияет не только на выбор момента для возможного военного удара или угрозы осуществить удар, но и на расчет того, как глубоко и быстро должны ударить санкции по Ирану. Если израильтяне правы, то уже не так важно, как быстро иранцы могут собрать бомбу, важнее понять, есть ли способ остановить их», — подчеркивает издание.
Это прекрасный тезис, но для американской стороны. Только вот израильтянам, в случае ошибочности такой позиции, выделяется роль своего рода тестовой птички в клетке в шахте. В древности шахтеры брали с собой в шахты канареек с определенной целью — если они натыкались на полость с газом, то птица умирала, сообщая своей смертью об опасности. Израиль, конечно, готов всячески стремиться к сохранению безопасности своего единственного ключевого заокеанского союзника, но не желает сообщать ему о наличии атомной угрозы появившимся в своем небе большим грибом. В Иерусалиме почему-то предпочитают сообщить Вашингтону, что угрозы на данный момент уже нет, все самолеты вернулись на базы.
The New York Times также утверждает, что в администрации Обамы озабочены тем, что израильтяне «слишком узко рассматривают проблему», сосредоточив внимание исключительно на планах Ирана сконцентрировать работы по обогащению урана на подземном заводе в Куме. А американская сторона, напротив, полагает, что есть множество других способов замедлить иранское продвижение к атомному оружию, отмечает издание. К сожалению, какие именно это способы и есть ли среди них попытка насыпать аятоллам соли на хвост, издание не сообщает.
А вот Newsweek Magazine в свою очередь утверждает в воскресной статье, что израильтяне, оказывается, неблагодарны и вообще ведут себя не по-дружески. Неблагодарность заключается в том, что США, дескать, смотрят в сторону, не обращая внимания на все приписываемые «Моссаду» акции по ликвидации иранских атомщиков, а Иерусалим этого не ценит. И приехавший в США глава «Моссада» Тамир Пардо пытался выяснить, что будет Израилю, ежели он сам, «без спроса», ударит по Ирану.
А еще Иерусалим перестал делиться данными о том, куда он собирается бить в Исламской Республике. Не по-дружески это, считает Newsweek. Правда, через ряд абзацев это же издание ничтоже сумняшеся приводит высказывание одного из высокопоставленных источников в американском руководстве, который утверждает, что спецслужбы США уже давно не дают израильским коллегам всей развединформации по поводу иранских объектов, включая самые новые спутниковые снимки. А то ведь Израиль может втянуть их в войну на Ближнем Востоке.
Все это звучит абсурдно и глупо на фоне того, что США готовятся, на всякий случай, к прорыву блокады Ормузского пролива, которой грозятся иранцы. Перекрытие пролива главной нефтяной магистрали Ближневосточного региона, как известно, гарантирует очередной экономический кризис из-за роста цен на нефть. Но тогда получается, что за нефть воевать можно, а вот Израилю обороняться (и США) — нельзя? Почему?
Сам Newsweek, к сожалению, дает ответ на этот вопрос. Оказывается, в Ближневосточном регионе Барак Обама играет в «трехмерные шахматы» — стремится «не дать аятоллам атом», не дать вновь начаться экономическому кризису и «удержать в узде» Израиль. И все для того, чтобы выиграть на президентских выборах.
Вопрос заключается в том, в какой из трех «игр» Обама будет готов про­играть во имя переизбрания. Как это ни печально, ответ на этот вопрос может совсем не понравиться единственным настоящим соратникам США на Ближнем Востоке.

Александр КОГАН
Специально для «ЕМ»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора