Кастелоризо — очаг напряженности на Средиземноморье?

Георгиос Папандреу в бытность премьер-министром Греции посетил Кастелоризо в апреле 2010 г.

Запомните это название, здесь вы встретили его в первый раз. Это отдаленный, самый восточный греческий остров, расположенный в 80 милях от Родоса и в 170 милях к западу от Кипра. Лишь одна миля отделяет его от побережья Турции.
Кастелоризо ​(официальное название Мегисти) — крошечный, площадью всего 5 кв. миль, остров в архипелаге, включающем несколько ​​еще меньших необитаемых островов. Его население составляет 430 жителей, значительно меньше, чем 10 тысяч, населявших его в конце XIX века. Путеводитель «Lonely Planet» назвал его одним из четырех лучших греческих островов (из тысяч) для ныряния и подводного плавания. Общественный транспорт из соседней Анатолии туда не ходит, выбор состоит между самолетом и паромом из далекого Родоса.
Контроль Афин над этим клочком земли подразумевает, что они имеют право (но пока им не воспользовались) открыть исключительную экономическую зону (ИЭЗ) в этой части Средиземного моря, что значительно укоротило бы турецкую ИЭЗ, будь этот остров под контролем Анкары. Географические карты, опубликованные в кипрской газете «И Симерини», наглядно иллюстрируют эту разницу. Верхняя карта показывает, на что может претендовать Греция: 200 морских миль ИЭЗ, включая ​​ИЭЗ Кастелоризо, нижняя же показывает греческую ИЭЗ без ИЭЗ Кастелоризо.
Если Афины предъявят претензии на полную ИЭЗ, присутствие Кастелоризо ​​сделает ее границы прилегающими непосредственно к соседней ИЭЗ Кипра — важный фактор в эпоху открытий массивных оффшорных залежей газа и нефти. Кастелоризо ​​с ИЭЗ может принести пользу развивающемуся альянсу Греция — Кипр — Израиль, сделав возможной транспортировку как кипрского и израильского природного газа, так и электроэнергии в Западную Европу, не спрашивая разрешения у Турции.
Это стало особенно актуально после 4 ноября, когда турецкий министр энергетики Танер Йылдыз заявил, что его правительство не позволит транзит израильского природного газа через территорию Турции. Анкара, скорее всего, также запретила бы кипрский экспорт.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его коллеги из правящей партии ПСР признают конт­роль Греции над Кастелоризо ​​и шесть морских миль территориальных вод, но не более того, и уж, конечно, не их полное право на ИЭЗ. По мнению Турции, попытка греков открыть там ИЭЗ составит casus belli (повод для войны). Нейтрализовав Кастелоризо, Анкара может претендовать на бóльшую экономическую зону в Средиземноморье и блокировать сотрудничество между ее противниками. Поэтому остров может стать очагом напряженности.
Ряд событий указывает на то, что ПСР запугивает Грецию насчет Кастелоризо. Во-первых, в сентябре турки уполномочили норвежское судно «Bergen Surveyor» в сопровождении других морских кораблей начать разведку нефти и газа к югу от Кастелоризо, включая континентальный шельф острова. Во-вторых, турецкие военные корабли проводили учения между Родосом и Кастелоризо с использованием боевых припасов. Наконец, в 2011 году турецкий военный самолет четыре раза пролетел над Кастелоризо ​​без разрешения и настолько низко, что трудно не заподозрить сбор разведывательной информации.
Эта воинственность вписывается в установившуюся модель поведения Турции. После взятия полного конт­роля над вооруженными силами в конце июля, турецкое правительство, ведомое ПСР, стало более враждебным по отношению к Кипру, Сирии, Израилю и Ираку. Анкара давно отказала Кипру в праве на его ИЭЗ и основывает свой курс по отношению к Кастелоризо​ на той же политике. Жестокое, с помощью напалма, завоевание турками северных 36% Кипра в 1974 году создало прецедент для захвата территории прилегающего острова. На захват Кастелоризо ​​потребуется примерно столько же времени, сколько ушло на чтение этой статьи.
До сих пор ответы на повышенную агрессивность турок в Средиземном море были сконцентрированы на сдерживание турецких угроз по отношению к запасам нефти и газа в кипрской ИЭЗ, и флоты, и заявления Соединенных Штатов и России поддержали право Республики Кипр на использование принадлежащих ей экономических ресурсов. Президент Кипра Димитрис Христофиас предупредил, что если Анкара не положит конец своей дипломатии канонерок, то «последствия наверняка будут печальными». Заместитель главы МИД Израиля Дани Аялон сообщил грекам: «Если кто-то попытается оспорить бурение, мы решим эти проблемы», и его правительство повысило безопасность не только для собственных морских месторождений, но также и в районах бурения в кипрских водах. Было зарегистрировано по крайней мере одно столкновение израильских военных самолетов с турецкими кораблями.
Такие недвусмысленные сигналы решимости можно только приветствовать. Поскольку в поисках новых источников дохода Европейский союз подталкивает Грецию к бурению залежей энергоносителей, он должен также поддержать и заявление Афин об открытии ИЭЗ, отвергнуть попытки ПСР пойти на конфликт из-за острова Кастелоризо, сейчас счастливо известного лишь своим подводным плаванием, и ясно дать понять, что для Турции такой конфликт добром не кончится.

Перевод с английского
 И. ЭЙДЕЛЬНАНТ

Даниэль ПАЙПС

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора