Не сотвори себе кумира, или Я обвиняю!

Юрий Башмет

Я сознаю, что я не Эмиль Золя и мой голос услышат немногие. Но сказать то, что я собираюсь, необходимо именно сейчас. И сделать это должен классический музыкант, живущий в России.
Я обвиняю эту власть, власть Путина и тот властный слой, представителем и воплощением которого она является, в необратимом растлении страны, в бессовестном, преступном нравственном расколе России.
Сейчас этот раскол, эта трещина проходит по сердцам и душам всех без исключения людей, живущих в России или уже не живущих в ней, но внутренне связанных с Россией по рождению, языку и воспитанию.
4 февраля 2012 года я с тяжелым сердцем понял, что Болотная и Поклонная — символ разрыва в душе народа, разрыва, сознательно и изощ­ренно спровоцированного властью. 7 февраля 2012 года я неожиданно для себя самого заплакал от горя, ужаса, жалости, бессилия, недоумения, прочтя, что Алиса Фрейндлих снялась в агитационном ролике за премьер-министра в его так называемой «президентской кампании». Рядом с ней я увидел имена выдающихся классических музыкантов с мировой известностью — Юрия Башмета и Валерия Гергиева.
Но плакал я не из-за коллег-музыкантов, а из-за великой актрисы Алисы Фрейндлих, которая для нескольких поколений была образцом таланта, душевной чистоты и преданности ремеслу театра, тому ремеслу, которое со времен Эсхила невозможно было представить без служения правде, слову, мысли и человеческой совести.
С того момента, когда такие люди, как Фрейндлих, заняли позицию сознательной поддержки лживой, циничной, преступной, блатной власти, обрекающей страну на нравственное, политическое и экономическое вымирание, трещина прошла прямо по сердцам миллионов тех, кто их любил.
Трещина эта стала видна на двух московских площадях еще 4 февраля. Наивный и по-детски душераздирающий вопрос: как теперь смотреть любимые фильмы и спектакли с Фрейндлих, как читать ее воспоминания, не ловя себя на мысли, что она в конце карьеры позволила себе забыть, что происходит в стране с простыми людьми, к которым она всю жизнь обращалась со сцены и с экрана, происходит благодаря власти Владимира Путина — Голлума, надевшего Кольцо Всевластия?
А что, собственно, происходит?
Блатное сознание основано на унижении, узаконенном беззаконии, культе хитрости, подлости, издевательства, поддержке грубого или изощренного насилия. Изощренность насилия оснащена теперь корпоративно-личными капиталами. Власть, непрерывно попирая свою собственную Конституцию и фундаментальные представления о законе и праве, приучая к этому народ, занимается поддержкой знатных артистов, режиссеров, музыкантов.
Я не могу и не хочу чрезмерно обвинять Алису Фрейндлих — ведь ее прямая политическая поддержка Путина вызывает скорее чувство ужаса, стыда и жалости. Но я обвиняю своих коллег — «музыкантов в законе», героев современного классического истеблишмента Валерия Гергиева и Юрия Башмета. Я обвиняю их, живущих на почти заслуженные (если бы не постоянная поддержка сначала советской, затем постсоветской государственной системы) мировые гонорары и на гораздо менее заслуженные огромные подачки власти. Я обвиняю их в том, что они способствовали или ничем не помешали воцарению власти откатных денег и лично-семейно-блатной протекции в классической музыке.
Великие музыканты Гергиев и Башмет захватили все пути, по которым музыканты, не связанные отношениями протекции, могли бы попасть на большую сцену и доказать миру свою состоятельность, мастерство и величие.
Я обвиняю Гергиева, Башмета и им подобных в нравственном растлении нескольких поколений молодых музыкантов, которые, во многом, благодаря им, убеждены, что мерой мастерства и таланта являются деньги, деньги, еще раз деньги и только деньги. Именно они убедили и приучили молодежь к тому, что главное — это использовать свое бессмертное ремесло для гламурного успеха при циничном равнодушии к так называемой «политике».
Речь идет о равнодушии к кричащим фактам государственного насилия, беззакония, экономической газово-нефтяной симуляции, тотального чиновничьего откатного грабежа, обрекающих население страны на жизнь без будущего, в том числе к фактам унизительной нищеты десятков тысяч российских классических музыкантов.
Спросите россиянина, в том числе музыканта, живущего на зарплату: на сколько недель вперед он может планировать свою жизнь и жизнь своей семьи? Спросите коллегу-музыканта в тех городах, где вы гастролируете: всегда ли он может позволить себе купить билет на ваши концерты?
Как только что выяснилось, ни о каком чистом искусстве речь у вас не шла и не идет, вы обманывали профессиональную музыкальную молодежь и публику. В мгновение ока вы, представители одного из самых возвышенных и бескорыстных искусств, добровольно превращаетесь не в политиков, нет, а в обслуживающий персонал одного из самых позорных, циничных и преступных правителей в истории России, первого в российской истории политического симулянта глобального масштаба.
Вы искренне убеждены, господа и коллеги, что вами движет благородное желание стабильности для страны? Ну, так вы ошибаетесь, и это та самая ошибка, которая хуже, чем преступление.
Дело не только в том, что нарушаются и будут еще больше нарушены базовые свободы, не только в том, что реальна угроза активно репрессивного режима, но в том, что эти методы абсолютно бесперспективны именно с прагматической точки зрения.
Централизованные, вертикально контролируемые экономики — слабейшие и самые короткоживущие в мире, даже если у них есть десятилетний период относительного успеха. Они абсолютно не в состоянии справиться с базовыми экономическими проблемами мирного времени, в том числе с построением экономической инфраструктуры: дорог, коммуникаций и защиты частной собственности.
Реальная история демонстрируют жизнеспособность и длительную (а не кратковременную) мощь открытых обществ, даже учитывая глобальные системные кризисы. Ностальгия по «сильному» государству в России, наглое использование этой ностальгии и иллюзии стабильности преступной властью неизбежно и совершенно объективно приводят к дестабилизации всей системы. И это было ясно сразу, с момента принятия Путиным курса на реставрацию власти силовых структур.
На самом деле, коллеги, поймите, если вы вообще готовы что-либо понять, что лодку раскачивает не оппозиция, а с преступным упорством сама властная вертикаль. Вертикаль без обратных связей — самый верный путь к дестабилизации системы.
Я обвиняю вас, встроенные в систему коллеги с мировым именем, в том, что вы не находите в себе ни интеллектуального мужества для понимания обреченности путинизма, ни личного мужества, чтобы Путину противостоять. Позор ситуации состоит в том, что здесь вы ничем не рискуете, ваша жизнь, ваши мировые гонорары давно материально не зависят от Путина и всей его камарильи, как видимой, так и невидимой.
Вы, Валерий Абисалович и Юрий Абрамович, давно вполне могли бы послать нашего Голлума на три и даже больше букв. Ваше физическое и профессиональное выживание никак не связано с этой системой. С этой системой связана только ваша личная власть, ваша московская или питерская гламурная жизнь и некоторые, пусть и важные, творческие проекты. Но вы, закрывая глаза на тотальное беззаконие системы, на страдания политических заключенных, на преступный сервильный суд, на убивающую будущее российской экономики систему откатов и зависимость от трубы, не просто пользуетесь благами преступной системы, а активно выступаете как услужливые лакеи за ее сохранение в тот момент, когда ваш голос мог бы прозвучать как отрезвляющий, сильный и слышный во всем мире. Но вам не до этого.
Я напоминаю вам, что кроме вас существуют такие музыканты, как Арво Пярт, посвятивший свою симфонию Михаилу Ходорковскому, и Гидон Кремер, отказавшийся принимать участие в практике мирового продажного музицирования.
Я обвиняю вас в цинизме российского и международного масштаба, в том, что вы позволили себе забыть что настоящее, то есть, по словам Марины Цветаевой, и современное, и подлинное искусство возможно только при свете совести.
Я прекрасно понимаю, что вы властители не только умов и душ музыкантов, но и убивающего классическую музыку российского и мирового музыкального менеджмента. Я отдаю себе отчет, что ни у меня, ни у многих моих коллег и друзей не было раньше и тем более не будет сейчас шансов доказать, что есть музыканты, не уступающие вам ни в таланте, ни в уме, ни в мастерстве.
Я знаю, что мое и моих друзей физическое и творческое выживание напрямую связано с отношением к нам той преступной системы, неотъемлемой частью которой вы являетесь. Но, перефразируя знаменитый афоризм, я хочу сказать вам в лицо: тот, кто не готов ради свободы и творчества пожертвовать своим благополучием в условиях преступной и циничной власти, не достоин ни свободы, ни благополучия, ни творчества.
Грани.ру

Михаил АРКАДЬЕВ,
дирижер, пианист, доктор искусствоведения, заслуженный артист РФ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Не сотвори себе кумира, или Я обвиняю!

  1. Михаил Аркадьев
    Вы искренне убеждены, господа и коллеги, что вами движет благородное желание стабильности для страны? Ну, так вы ошибаетесь, и это та самая ошибка, которая хуже, чем преступление.

    Г-н Аркадьев прав. Это не просто преступная ошибка, это ошибка трагическая. То, на что решились видные деятели российскй культуры, это не беспринципность — это показатель того, что преступная власть имеет рычаги для того, чтобы сломать не только обычных людей, но и людей, безусловно, талантливых.

    Но есть ещё хрупкая, но несломленная Лия Ахеджакова. Есть бескомпромиссная Наталья Фатеева. Есть люди, которых невозможно ни купить, ни запугать.

    Искренне удивляет низкое качество российской предвыборной компании. Откровенная лажа, уж извините за грубость.А удивляет это , потому что специалисты работают высококлассные. Но пока «не тянут».

Обсуждение закрыто.