ПУТЬ К ХРАМУ

Решение израильского правительства об эвакуации поселений сектора Газы способствовало не только накалу страстей в израильском обществе, но и возникновению чрезвычайно сложных вопросов.

Как поступить с синагогами поселений, эвакуируемых правительством? Оставить их палестинцам, позволив совершить акты разрушения и вандализма наших национальных святынь, или разрушить их самим?

Очевидно, что вопрос стоит о том, какое из двух зол все же наименьшее. Эта проблема напоминает вопрос, с которым обратились евреи, пережившие Катастрофу, к одному из величайших авторитетов еврейского закона нашего времени, иерусалимскому раввину Шломо Иосифу Элияшеву. Когда евреи решили бежать из своего местечка, оккупированного фашистами, к партизанам, возник вопрос: что делать со свитками Торы? Фашисты совершали акты вандализма по отношению к еврейским святыням. Например, они бросали свитки Торы перед входом, чтобы вытирать о них грязные сапоги. Евреи этого местечка решили не допустить подобного и сожгли свои свитки Торы…

Причиной, побудившей их к этому поступку, могли быть некоторые примеры из еврейской истории.

Царь Саул попросил своего оруженосца убить его, чтобы избежать пленения и публичного унижения врагами царя Израиля. Защитники Мосады предпочли смерть пленению после разрушения Иерусалимского Храма римлянами. Основываясь на этом, три века назад еврейские мудрецы Праги приняли решение о сожжении вышедших из употребления святых книг, чтобы избежать актов глумления со стороны их нееврейских соседей. Следует отметить, что авторитеты еврейского закона того поколения не согласились с их решением, считая, что сожжение святых книг самими евреями является прямым нарушением закона Торы. «Пусть лучше сжигают они, но наши руки не совершат преступления», – писали раввины. Они отмечали, что из факта самоубийства Саула и защитников Мосады нельзя делать выводов о сожжении святых книг. В случае пленения присутствовала опасность жестоких пыток, которых они, возможно, хотели избежать. Во времена крестовых походов целые общины совершали акты массового самоубийства. Крестоносцы хотели обратить всех евреев Европы в христианство, убивая родителей и забирая маленьких детей в монастыри. Некоторые раввины высказывали тогда опасения, что если евреи позволят крестоносцам захватить детей живыми, то это спровоцирует разгром всех еврейских общин Европы. Поэтому акты самоубийства всех членов общин, включая детей, являлись попыткой спасения других евреев…

«Правильно ли мы поступили?» – спросил один еврей, участвовавший в сожжении свитков Торы во время войны, рава Элияшева много лет спустя.

«Ваши намерения были самыми благородными, но лучше, чтобы рука еврея не сжигала свитка Торы», – ответил ему раввин.

Практически все авторитеты Торы выступили против решения Высшего Суда Справедливости, израильского светского суда, который разрешил правительству разрушить синагоги в секторе Газы.

Израильское правительство в конце концов приняло позицию раввинов, и оставило синагоги не разрушенными.

Думаю, что каждый еврей, который стал свидетелем варварского разрушения наших национальных святынь, должен содрогнуться и спросить себя: почему разрушаются синагоги? Впрочем, мудрецы ответили на этот вопрос тысячелетия назад, направляя гнев еврея не вне, а внутрь себя. Если евреи оказывают неуважение к своим синагогам, то синагоги эти будут разрушены. Этот вопрос обращен не к поселенцам, жителям Гуш Катифа, а к каждому из нас. Как мы относимся к нашим синагогам в Бруклине, Тель-Авиве или Москве? Как часто мы там бываем? Что ж, может быть, хотя бы одна еврейская душа пробудится, увидев картину сожжения синагог, и обретет свой путь к Храму.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора