– Почему люди обманывают? — спросил я свою 18-летнюю дочь Ахуву, когда она позвонила мне в пятницу. В шаббат я даю благословение детям за субботним столом, но если кого-то из них не будет дома, то они звонят в пятницу, чтобы получить благословение, рассказать о своих делах, обсудить недельную главу Торы.
Ахува задумалась, тогда я продолжил:
– Иногда люди обманывают из жадности, хотят извлечь какую-то выгоду, а иногда лгут из страха, опасаясь неприятностей.
– Жадность и страх — это не две разные причины лжи, — возразила дочь. — Страх порождает жадность! Мой учитель говорит, что многие решения, которые мы принимаем в жизни, мотивированы страхом. Потому каждый раз мы должны спрашивать себя: почему я принимаю это решение — боюсь человека или трепещу перед Всевышним?..
На этот раз задумался я. Действительно, страх за свое будущее заставляет человека беспокоиться, заниматься накопительством на черный день. И чем больше страха, тем больше ему нужно денег. Хотя у страха глаза велики. Наверное, потому предупреждал царь Соломон, что «любящий деньги деньгами не насыщается». Немного денег могут избавить бедняка от страха, что он будет есть завтра, но никаких сокровищ может не хватить, чтобы спасти бизнесмена от страха банкротства. Неуемная жажда наживы — это реакция на страх за свое существование.
Конечно же, страх необходим человеку, ведь инстинкт самосохранения помогает человеку избежать опасностей. Однако страх может стать инструментом давления.
Я решил рассказать дочери о дилемме, которая встала передо мной, когда я еще жил в Москве и у нас дома проходили занятия Торой. Однажды к нам ворвались сотрудники КГБ и пригрозили тюрьмой, если мы соберемся еще хоть раз. В субботу я подошел к московской синагоге и обратился за советом к Владимиру Альбрехту, автору известной в самиздате книги «Как вести себя на допросе».
– Бояться КГБ или не бояться? — спросил я. — Если мы отменим урок, они подумают, что мы боимся, и станут нас еще больше запугивать; если же продолжим уроки, они могут организовать показательный процесс, чтобы запугать других.
– Религиозный человек должен бояться только Б-га, то есть бояться совершить преступление против свой совести, — ответил Альбрехт. — Страх перед людьми может превратить человека в животное…
…Из страха фашисты совершали преступления, оправдываясь потом, что они «лишь выполняли приказ». Страх превращал советских людей в послушных винтиков карательного аппарата, палачей, подвергавших репрессиям своих сограждан…
Страх заставляет лгать. Страх заставил фараона обмануть евреев: «Народ Израиля стал многочисленнее и сильнее нас, давайте перехитрим его!» (Шмот, 1:9–10). Трусливый фараон решил запугать других, делая вид, что он — всемогущее божество. Если фараону и удалось кого-то перехитрить, то лишь самого себя. Он начал верить в собственную ложь. На Египет обрушились десять казней, но фараон отказывался отпустить евреев. Это упрямство было не смелостью, а проявлением страха показаться уступчивым и слабым. Так фараон оказался в плену у собственного страха и собственной лжи…
Преодоление страха ведет к освобождению, позволяет воспринять истину. Всевышний указал Моисею пойти к фараону и потребовать: «Отпусти народ Мой!» Вместе с Моисеем пошли старейшины народа, однако они разбежались по дороге. Когда Моисей шел получать Тору на горе Синай, то старейшины тоже пошли вмести с ним. Однако Всевышний открылся лишь Моисею. И лишь Моисей, который говорил лицом к лицу с фараоном, удостоился говорить «лицом к лицу» с Всевышним!
«Тайна Всевышнего — трепещущим перед Ним!» — писал царь Давид (Псалмы, 24:14). Истина открывается лишь тем, кто преодолел страх перед людьми и перестал лгать себе и другим. Но как побороть страх? Лишь еще большим страхом — трепетом перед Всевышним!
Страх перед Небесами — это не только чувство, но осознание и уверенность в торжестве справедливости. Ведь вам не нужно верить, вы знаете, что в материальном мире существует закон сохранения энергии, которая никуда не исчезает. В духовном мире тоже существует закон сохранения — мера за меру, в соответствии с которым любое преступление будет в конце концов наказано, а добрый поступок — вознагражден. Впрочем, возможно, что самым большим наказанием негодяю является чувство презрения к самому себе, в то время как самой большой наградой праведнику — радость исполнения своей миссии.
3 thoughts on “Почему люди обманывают?”
Comments are closed.
Но как побороть страх? Лишь еще большим страхом — трепетом перед Всевышним! = Цитата
По-моему, «трепетом» правильно трактовать как «благоговением, особой любовью и благодарностью к Всевышнему», а не «еще большим страхом», который представляется мне «смертельным страхом и ужасом».
рав кацин, позвольте не согласиться с вами на счёт того что фараоном двигал страх. очень часто авторы советских книг прибегали к описанию своих героев словами » вот наш великиий герой «сидел и думал о родине, о сталине, и т.д.» а спрашивается, как автор книги мог знать о чём думал наш герой? автор что умел читать мысли героя? вот и в случае с фараоным мы не знаем о чём думал фараон, но в открытом тексте торы, чётко говорится о том что Б-г «ужесточил сердце фараона». если-бы фараоном двигал страх, то там бы и должно быть написано, «Б-г вселил страх в сердце фараона, или Б-г вселил страх в фараона», но о страхе ничего не говорится. к тому-же, нам рассказали как фараон закончил жизнь, он погнался за евреями с целью убить их. спрашивается, с какого перепугу он это сделал?
рав кацин прошу извинения, я не знал для чего нужно было ужесточать сердце фараона, а если учесть что сердце фараона «смягчилось» от страха, то наверно поэтому и пришлось ужесточать его. а перед тем как фараон погнался за евреями, Б-г в очередной раз ужесточил сердце фараона, так-как после 10 казней, возможно что сердце фараона нуждалось в очередном ужесточении, так-как фараону было понятно с кем он имел дело.