Срединный путь в каббале

В последние годы каббала начала прокладывать себе дорогу в умы людей, причем не только евреев, но и лучших представителей народов мира. Очень непросто проложить правильный путь в относительно новой области. Мы видим, что первые проекты (и особенно коммерческие — типа Лайтмана и Берга) имеют один из двух «кренов». Система или становится сверхпростой — и тогда она всем понятна и доступна, но тривиальна, люди легко с ней соглашаются, но почти ничего нового не выучивают. Или же система остается сверхсложной, и подавляющее большинство людей в ней почти ничего не понимают. И тогда инициаторы заявляют, что так и должно быть, что нужно благоговейно читать непонятный текст и чувствовать себя приобщившимся (а заодно «сдавать» деньги организаторам).
Сложные системы — более глубокие и мощные, чем простые, но, с точки зрения рядового пользователя, они малополезны, так как не могут быть усвоены человеком без подготовки.
Может ли быть срединный путь? Путь, при котором каббалистическая система была бы не слишком сложной, но и не слишком тривиальной и порождала достаточно много глубоких следствий, но при этом доступных достаточно неискушенной, но любознательной аудитории.
Недавно я обнаружил такую систему каббалы, которая отличается и доступностью понимания, и глубиной содержания. При этом данная система не обросла коммерчески-пропагандистским аппаратом, и поэтому о ней знает не так много людей, в отличие от систем Лайтмана и Берга.
Называется эта система Толедано-каббала — по названию города Толедо в Испании (www.kabbalahsociety.org (на английском языке), главный современный автор — Зеэв бен Шимон а-Леви).
В названии системы скрыто два содержательных момента. Первый момент — во времена расцвета еврейской общины в Испании в Толедо проживали одновременно представители трех ведущих цивилизаций того времени, иудейской, христианской и мусульманской, которые часто встречались в творческом общении между собой. Этот аспект толедской жизни подчеркивает открытость этой системы и доступность ее для неевреев. Ее тексты «user-friendly».
Второй момент — ко времени расцвета мистики в Толедо в каббале были раскрыты два ключевых момента: дерево сфирот и идея четырех миров — Б-жественного (ацилут), духовного (брия), психического (йецира) и физического (асия), которые связаны с четырехбуквенным именем Вс-вышнего.
Толедано-каббала предшествовала более сложной цфатской каббале Аризаля. Система Толедано не стала усложнять систему каббалой Аризаля. И это, хотя лишило ее новых аспектов, позволило создать достаточно простую, но очень глубокую систему на базе двух ведущих концепций — сфирот и четырех миров.
Эти концепции породили схему «Лестница Яакова»,  в которой каждый из четырех миров включает в себя систему сфирот, и эти миры пересекаются специальным образом, входя друг в друга. Эта схема достаточно простая для понимания и очень мощная по своей выразительности.
Особенно ценным оказалось соединение ключевого звена лестница Яакова, мира Йецира, с современными идеями из психологии. Нижняя часть системы «дерева Йецира» идеально легла на концепции Фрейда. Верхняя часть «дерева Йецира» — на концепции Юнга (см. книгу З. а-Леви «Психология и каббала»).
Еще одним важнейшим элементом этой схемы является возможность выстроить вдоль схемы путь восхождения (от земного к Б-жественному) и нисхождения (от Б-жественного к земному).
Система может рассматриваться как карта духовного пути человека и человечества. При этом освоение этой карты не требует специальных еврейских познаний и может быть доступно любому человеку.
С другой стороны, религиозный еврей может с помощью этой карты углубить и значительно оживить понимание Торы и соблюдение заповедей. Эта модель также поможет преодолеть «козни» ецер а-ра (злого начала, или эго в модели К. Юнга), так как на этой схеме можно увидеть разные тактики нашего оппонента и осознанно им противостоять.
Толедано-каббала может рассматриваться и как оживление иудаизма, и как великий дар еврейской мудрости народам мира. Мы можем назвать этот проект «Иудаизм как Свет народам».

Мы открываем цикл лекций по Толедано-каббале. Каждую среду с 7.30 до 9.30 рм мы будем проводить занятия, включая практические медитации, в Jewish Center of Brighton Beach (JCBB), 2915 Ocean Parkway.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

3 thoughts on “Срединный путь в каббале

  1. Понятие срединного пути у меня сразу ассоциируется с Дао или Дзеном. Так и представил себе: Дао-Кабала или Кабала-Дзен… 🙂 А если серьезно, Каббала неотрывна от Торы, а Тора не допускает срединного пути. Либо ты с Б-гом, либо поклоняешься идолам… Третьего не дано.

    1. Уважаемый Володя!

      Надо правильно применчть понятия.

      В данном случае — серединный путь — относится к уровню сложности знаний, которые человеку полезно изучать.
      Пятикласснику плохо изучать материалы первого класса и десятого класса.

      Срединность — между банальностью и заумностью.

      Только и всего.

      Но для этого надо знать — что знает и что не знает — ученик/читатель.

      И знать материал…

      К сожалению в иудаизме до недавнего времени — те кто знали материал и те кто знали читателя
      были разными людьми.

      Я предложил сплав этих двух факторов.
      Получился срединный путь.

  2. Уважаемый Меир!Есть ли возможность изучать Толедано-каббалу на русском языке.? Я живу в Иерусалиме.

Comments are closed.