ХУДОЖНИК ПЕЧАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА

«… Зодчий Карл Иваныч Росси

И художник Левитан,

Как ответить, если спросят,

Кто вы были меж славян?

Кто вы, пасынки России,

Неродные имена,

Что и кровь свою, и силы

Отдавали ей сполна?»

«Пасынки России», А. Городницкий

ПАСЫНОК РОССИИ

«Еврейчику – порцию колбасы с ситным. Видать, ихний Б-г его плохо кормит», – сказал официант. Левитан – нищий и голодный мальчик, внук раввина из местечка Кибарты Ковенской губернии (Литва) сидел, сгорбившись за столом, в московском трактире. Спешить ему было некуда. Ночевал в холодных классах училища на Мясницкой. Прятался там от сторожа с прозвищем «Нечистая сила». Зачем отец приехал из местечка в Москву? Почему он и мать так скоро умерли, оставив его с сестрой на улице, мальчик не понимал. Жить в Москве было трудно, одиноко, особенно ему, еврею», – так рассказывает о юности великого художника Константин Паустовский в повести «Исаак Левитан».

Левитан родился 30 августа 1860 года в местечке Кибарты. В семье было четверо детей. В начале 70-х годов отец, получивший образование раввина и самостоятельно овладевший французским и немецким языками, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, перевозит семью в Москву.

В 1873 г. Исаак Левитан поступает в Московское художественное училище (на Мясницкой), где уже учился его старший брат Авель. Вскоре мать, а затем отец умирают, и дети остаются без средств к существованию. Начинается очень тяжелый период в жизни художника: голод, негде ночевать. Но юноша очень много работает и считается одним из лучших учеников училища.

1879 год приносит новые напасти. Выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы.

«Его судьба – судьба еврея

В той неприветливой стране…»


(Эрнст Саприцкий)

Лето он провел в деревне Салтыковка. Юноше приходилось прятаться от нарядных веселых дачников, чтобы те не смеялись над его обветшавшей одеждой и босыми ногами. Скрываясь от людей в лесу, на берегу реки, он очень много рисовал. В этот период им была написана картина «Осенний день. Сокольники».

Павел Третьяков, который уже 20 лет собирал свою знаменитую коллекцию на выставке ученических работ в училище, остановился у этой картины Левитана и долго не отходил от нее. Он пожелал познакомиться с юношей и купить его картину. Для 19-летнего мастера это был большой успех.

Дипломную работу Левитана, своего любимого ученика, Саврасов оценил очень высоко: «Большая серебряная медаль».

Но награды художник не получил. «Талантливый еврейский мальчик, – пишет Паустовский, – раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников».

Звания художника по окончании училища будущий великий пейзажист не получил. Ему был выдан диплом учителя чистописания.

«С таким жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени». (К. Паустовский)

«Он мало рисовал людей,

Предпочитал писать природу

Она приветливей, добрей

Ее великого народа».


(Э. Саприцкий)

Левитана называли «художником печального пейзажа». В картинах природы отражалось мироощущение мастера. Паустовский отмечает, что «Левитан любил русскую природу, но народ, населяющий эту страну, ему был непонятен. Он часто видел злобу, грязь, презрение к себе – еврею. Бесправие преследовало его всю жизнь».

В 1892 г. его, уже знаменитого художника, снова выселили из Москвы. Гонения на евреев усилились. Царь Александр III не стеснялся говорить, что рад, когда бьют евреев. С его ведома началась чистка евреев. За два года (1892 – 1893) из Москвы были выселены 38 тысяч евреев.

Художник Леонид Пастернак (отец Бориса Пастернака) в письме к жене, находившейся тогда в Одессе, сообщал: «Вчера я столкнулся с Левитаном у Поленовых, и вот мы полдня почти прошатались по городу, и все пели одну и ту же заунывную песню о положении евреев… Просто работать не хочется, когда посмотришь, какая царит паника среди евреев. Каждый наготове завтра подняться с места, где он жил десятки лет с семьей. И куда они денутся, все эти несчастные. Скверно. Скверно…» (апрель, 1891 г.).

Левитану пришлось жить некоторое время во Владимирской области, пока друзья не добились отмены высылки.

К этому периоду относится его знаменитое полотно «Владимирка», где изображена дорога, та самая, по которой осужденных гнали в Сибирь.

«ЧАРОДЕЙ НАСТРОЕНИЯ»

Левитан много путешествует по стране. Особенно близка его душе природа Поволжья. Знамениты такие его картины «Вечер. Золотой плес», «У омута», «Март». Третьяковка ежегодно пополняется его полотнами. Он добивается всеобщего признания и у публики, и у художников.

Однако голодная юность, тревоги, переживания и огромное напряжение дают о себе знать. Ему всего 32 года, но уже появляются серьезные проблемы с сердцем. В 1893 г. была написана самая глубокая его картина «Над вечным покоем». Критик Михеев сказал о ней: «Это картина души человеческой в образах природы». Впрочем, как верно замечает поэт Саприцкий, у Левитана

«… одушевленная природа

глядит с любого полотна».

Болезнь сердца быстро прогрессирует, и Левитан едет лечиться в Италию, Швейцарию, Германию. Врачи предупреждают его о серьезности заболевания, но он продолжает интенсивно работать. Уже больной, он написал Чехову: «Очень много работаю. Затеянные мною картины уносят много сил. Да и школа чего-нибудь да стоит». В ту пору он преподавал в училище живописи. А в 1898 г. ему присвоили звание академика Академии Художеств.

Он скончался 4 августа 1900 года, меньше чем за месяц до 40-летия, и был похоронен на еврейском участке Дорогомиловского кладбища.

В конце 30-х годов этот некрополь был полностью разрушен, и прах Левитана перенесен на Новодевичье кладбище (рядом с могилой А. П. Чехова).

За свою короткую жизнь художник написал более тысячи работ. Среди них «Еврейское кладбище» (1881 г.), «Золотая осень» и др. Последняя картина «Солнечный день. Озеро» (1899 – 1900 гг.).

Художник Николай Ге в очерке, написанном после смерти Левитана, назвал Исаака Ильича «настоящим большим поэтом пейзажа с предельно тонкой душой». А художник и историк живописи Александр Бенуа, видя в Левитане первого пейзажиста России, считает, что Левитан сыграл для русской живописи ту же роль, что и импрессионисты для Франции.

Особое место в жизни Левитана занимал А. П. Чехов. Они были ровесниками, их связывала дружба, прерываемая периодами размолвок. Чехов на четыре года пережил художника. Писатель высоко ценил уникальный талант Левитана. Он утверждал, что «до такой изумительной простоты и ясности мотива», как у Левитана, «никто не доходил и навряд ли дойдет и после».

Чехов отмечал особо и внешнюю красоту художника. Иногда в письмах он писал: «Я приду к вам красивый, как Левитан». Чехов придумал даже прилагательное с фамилией знаменитого живописца.

Его можно узнать, если с помощью ключевых слов вы отгадаете фразу, которую Чехов написал одному из друзей.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора