24.01.2012 ¦ Сергей Хиршфельд, главный редактор www.polosa.co.il
На днях министр информации и диаспоры Израиля Юлий Эдельштейн пригласил журналистов в поездку по Самарии. В приглашении значилось: «For English speakers only». Ну, а что, нам не мешает, языками владеем, хотя странно, конечно. Все стало понятно уже при входе в бронированный автобус: целевой аудиторией министра на сей раз стали аккредитованные в Израиле западные журналисты, многие из которых прибыли в нашу страну в первый раз. Как бы то ни было, лишний раз посмотреть на красивейшие пейзажи, снова пообщаться с мужественными открытыми людьми, живущими «за чертой», вредно не будет. Ну, в путь…
Молодежь поселения Итамар
Первая остановка – промышленный парк «Баркан». Какие-то 25 км отделяют продуваемые всеми ветрами ангары от Тель-Авива. Это самое сердце Самарии, до Ариэля – рукой подать.
Вообще, каждый раз, когда я бываю в этих краях, меня не покидает двойственное чувство – некая смесь из злобы и обиды. Если это «оккупированные территории», и стоим мы сейчас своим пыльным армейским ботинком на «исконно чужой земле», то что же останется, если нас все-таки вынудят отсюда уйти? В День Независимости можно будет устраивать праздничные кроссы – от моря до границы и обратно. Это даже не марафон, так — рутинная физподготовка средней армейской части. Словом, ясна логика простых людей, которые верят больше в Б-га, чем в ООН. Оно и понятно: Б-г завещал нам явно больше, нежели объединенные когда-то нации…
Больно за всех
От невеселых мыслей отвлек дружественный тычок штативом американской камеры. Not a problem, it’s OK! Союзники ведь: выругаешься — и то не поймут…
Итак, мы на пластмассовом заводе «Гааш». Не хайтек, конечно, но тоже вполне себе самостоятельное производство. Продукция самая что ни на есть разная, но на глаза попали белоснежные сидения для унитазов и ершики, с причудливым плетением стояка. Вещи, что ни говори, необходимые. Идут на экспорт – в Америку, Австралию, Голландию и Францию.
— На предприятии работают 600 человек, примерно половина из них палестинцы. Важно отметить, запишите это все, что у палестинцев – точно такие же условия труда, что и у израильтян. Никогда тут не было теракта, ни один террорист не вышел из мест, где живут наши сотрудники! Все производство – экологически чистое, никаких вредных отходов, — рассказывает директор «Гааша» Йегуда Коэн, – идите ко мне в кабинет!
Йехуда Коэн и его продукция
Заходим в небольшое кабинет, который больше похоже на место встреч фан-клуба: все стены заклеены фотографиями:
— Смотрите, — гордо говорит Йегуда, — это мы на Севере в 2010-м, а это на Юге в 2011-м! Оцените, какой у нас дружный коллектив! Мы даже едим все вместе…
Йехуда Коэн рассказывает о жизни на предприятии «Гааш»
— Вот ты молодой, – перебивает босса рабочий завода Рамадан, – а семья – это самое главное. Когда ты ешь с человеком каждый день, он становится твоей семьей. Ты видел фотографии? Вот так мы живем! Разве плохо?! Мы привыкли работать с израильтянами. Работаю тут пять лет и ни разу не чувствовал какой-то напряженности. Политика – это не к нам. Хотя, конечно, лучше бы всех этих взрывов не было…
Рабочий «Гааш» Рамадан
О каких именно взрывах он говорил, Рамадан не уточнил. И этот вопрос, что ли, подвис. Но буквально через несколько минут тему прояснил другой рабочий – Абед Тахлауи из под Рамаллы:
— У меня есть официальный «ишур» на работу в Баркане. Спросите у меня, хочу ли я мира? И спрашивать не надо… Три моих сына в университете учатся. Вон, шеф Йегуда сказал, что он рад, что может дать возможность моим детям получить образование. А что касательно взрывов, то у меня болит сердце за всех — и за евреев, и за арабов. Работать надо…
Абед Тахлауи: «Работать надо!»
И потупился, отказавшись отвечать на дополнительные вопросы. Мы же поехали дальше.
Щепки Итамара
За всю историю этого поселения было убито 22 его жителя. Эта печальная статистика растет медленно, но регулярно. Если сравнить Итамар с деревом, то кажется, что его корни въелись, навеки глубоко вцепились в землю Самарии. И корешки эти регулярно рубят. Недавно Израиль содрогнулся после убийства семьи Фогель. Еврейская семья, выставленная еврейскими же властями из Гуш-Катифа, они приехали на это холм как-то налаживать свою жизнь. Говорят, что дверь не закрывали. Никогда. Чем это закончилось – видели все. Пять тел, завернутых в талиты, потрясли Израиль и весь мир.
Вы бы видели, какой чудесный вид открывается от дома семьи Фогель! Действительно, грех был закрывать окна решетками. Туда – в открытое окно – и прыгнули убийцы, которые получили всего по пять пожизненных заключений, которые они проведут на курорте израильской пенитенциарной системы. Если их, конечно, не выпустят в рамках очередной сделки. Теперь тяжелая ковка решеток стоит у всех соседей. Дом Фогелей наглухо закрыт. Лишь уютный диванчик остался стоять на улице… Как будто хозяева ненадолго отъехали в «супер».
После того страшного убийства многие соседи Фогелей не выдержали и уехали из поселения. Однако группа итамарской молодежи спустились на холмик прямо напротив арабской деревни Аварта, откуда и пришли убийцы, и основали там форпост – свое маленькое поселение. Издалека оно выглядит, как гора мусора. Однако, уже проступают на фоне самарийской «зеленки» очертания палаток, строятся первые домики. Живут там без всякого оружия и охраны. Узнав об этом, практически все уехавшие соседи вернулись обратно в свои дома.
Как можно не уважать этих людей?
Жизнь продолжается. Итамарские дети играют в футбол
С Леей Гольдсмит и ее мужем Моше мы встретились в общинном доме Итамара, он же синагога. Лея рассказала, что живут они в Итамаре уже 26 лет. Приехали из Нью-Йорка в 1986 году, через 3 недели после свадьбы. Алия им стала свадебным путешествием. И судьбой. С этими людьми очень приятно разговаривать: от них исходит какое-то спокойствие и дружелюбие. Несмотря на то, что Лея, по ее же словам, «Бруклинская девчонка», лучшего места в мире, чем Итамар она не знает. Плюс – идеалы. Именно самарийскими тропами бродили наши предки, и Лея не видит ни малейшей причины, почему эту землю надо кому-либо отдавать. Лея не раз убеждалась, что жители Аварты открыто заявляют о своем желании сделать Самарию Judenrein, но никто из жителей Итамара не намерен им в этом содействовать.
Министр информации и диаспоры Израиля Юлий Эдельштейн:
— Иудея и Самария в хороших руках. Поселения развиваются, производство ширится, регион растет. Ферма «Гивот Олам» является крупнейшим производителем органических яиц. Но давайте смотреть правде в глаза: у нас ужасные отношения с нашими соседями. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что ни один житель Итамара никогда не вынашивал плана нападения на Аварту. И, разумеется, никто ни на кого не нападал. Судьба семьи Фогель сама говорит о второй стороне медали. Хочется верить, что однажды ситуация изменится, и соседи поймут, что лучше завалить весь регион деликатесами, чем утопить его в крови.
Министр информации и диаспоры Юлий Эдельштейн
Стена дождя помешала нам подняться на «балкон Государства Израиль» — гору Гризим, откуда видна вся прибрежная равнина. Говорят, что туда правые активисты любят водить европейских либералов — мол, смотрите: самая плохонькая гаубица 1944-го года выпуска способна поразить любой объект в центре Израиля.
А потом было бархатное вино в одной из многочисленных виноделен Самарии. На обратном пути видный политический деятель и наш экскурсовод Давид ха-Иври сказал англоязычным журналистам примерно следующее:
— Я искренне надеюсь, что вам тут понравилось . Вы посетили землю, завещанную Б-гом. Я вас прошу об одном: рассказывайте об увиденном объективно. Не обязательно хорошо, но непредвзято и взвешенно.
Давид ха-Иври у дома семьи Фогель
Я думаю, что это главное. Вняли ли американские коллеги своему экскурсоводу, судите сами. Вам осталось лишь ввести в Google слова «Edelstein», «Itamar», «David Haivri» и т.д. Судить, повторюсь, вам. Комментарии приветствуются.
Материал поставлен ЙЕХУДИнфо с разрешения «Полосы»
http://www.youtube.com/watch?v=1HxlF6jsvSs&feature=share
от Мириам Гуровой:
Это репортаж Эллы Козаковой и Гидеона Дубинского:
«Семья Фогель поселилась в Итамаре в 2009 году. До этого Фогели были изгнаны из своего дома в Гуш-Катифе, вместе с другими еврейскими семьями (в 2005 году). Сегодня ( 26 января) — азкара. Год назад арабские звери проникли в дом этой семьи и убили чету Фогель и троих детей… »
70% израильтян хотели, чтобы убийц семьи Фогель приговорили к смертной казни. Опрос был проведен компанией «Пирсумей Исраэль».
Вс-вышний отмстит за их кровь. Мы — не забудем и не простим.