Взрывоопасная пастораль

Новосел из Ришон-ле-Циона приветствует гостей в поселке Авшалом

С погодой участникам поездки по Негеву, организованной поселенческим отделом Всемирной сионистской организации (ВСО), определенно повезло: накануне на севере и в центре страны прошли ливневые дожди, а вершина горы Хермон покрылась снегом.
Но стоило на другое утро отъехать от Тель-Авива в южном направлении несколько километров — и перед нами предстал сугубо европейский пасторальный пейзаж. Уже в районе Ашкелона поросшая зеленью равнина завораживает, глаз не оторвать! А на шоссе номер 232, ведущем к кибуцу Саад, приходишь в полный восторг: в Европе и Америке сейчас зима, а здесь весна в разгаре.
«Сегодня на рассвете террористы выпустили по Израилю из сектора Газы ракету, — сообщает тем временем диктор (пятый по счету, завершающий айтем утреннего выпуска новостей государственной радиостанции «Решет бет»). — «Кассам» взорвался в кибуце Саад на открытой местности. Никто не пострадал, ущерб причинен не был».
Вот он, кибуц Саад: административные здания, жилые дома и раскинувшаяся неподалеку легендарная анемоновая поляна, на которой в ближайшие недели тысячи израильтян соберутся на традиционный фестиваль «Юг в красном». Несколько лет назад — и тоже зимой — выпущенная террористами из сектора Газы ракета взорвалась в двух шагах от дома, в котором проживает многодетная семья кибуцников. Тогда мне удалось довольно быстро доехать до места обстрела. Больше всего пострадала детская комната: взрывной волной разворотило стену и выбило стекла, весь пол в осколках… Но в критический момент молодая мама не растерялась: вытащила малышей из ставшей смертельно опасной спальни, прижала к себе… Спасла!
Сколько подобных историй, в финал которых местные жители неизменно ввернут возглас «чудо!», я слышала в последние десять лет и в кибуце Саад, и в расположенном неподалеку поселке Нир-Ам, на территории которого в результате прямого попадания ракетного снаряда вспыхнул, как факел, и сгорел дотла замечательный индийский ресторан…
Региональный совет Эшколь по-прежнему продолжает фигурировать в выпусках новостей, причем у большинства израильтян его название ассоциируется не столько с грейпфрутом (на иврите — «эшколит») или с бывшим премьер-министром нашей страны, уроженцем Киевской губернии Леви Эшколем-Школьником, сколько с ракетными и минометными обстрелами. Даже сейчас, спустя три года после завершения антитеррористической операции «Литой свинец», ситуация в большинстве граничащих с сектором Газы поселков остается взрывоопасной: по ночам местных жителей продолжает будить предупредительный сигнал «цева адом», а вскоре после этого на угодьях кибуца или мошава гремят взрывы.
Экскурс в историю
В 1946 году на исходе Судного дня группа молодых еврейских энтузиастов приехала в пустыню и обосновалась в одиннадцати разных точках (четыре из них находятся на территории регионального совета Эшколь).
– Первопроходцы не засиживались на одном месте — они постоянно передвигали свои времянки на 3–4 километра, чтобы создать видимость массового еврейского присутствия, — рассказывает Хаим Елин, глава регионального совета Эшколь. — Благодаря сооруженному в 1947 году водопроводу группе энтузиастов удалось совершить невозможное — то, о чем тысячелетиями мечтать не могли наши ближайшие соседи в Египте: бесплодная пустыня превратилась в цветущий сад! Более того: именно за счет закладки в Негеве явочным порядком одиннадцати населенных пунктов впоследствии была очерчена граница между Израилем и Египтом, признанная международным сообществом.
Толчком к новому экономическому перевороту в северной части Негева стала прокладка в 1980 году еще одного мощного водопровода.
Впрочем, напоминает Елин, вся история заселения Эрец Исраэль неразрывно связана с водой: именно там, куда удается ее провести, с ходу появляются новые еврейские поселения.
– Вода — это основа поселенческого движения, а поселенческое движение является гарантом сохранности земель Эрец Исраэль — таков наш генетический код, — говорит Елин.
В последние десятилетия, однако, не без вмешательства либеральной израильской прессы к слову «сионизм» приросла приставка «пост» — и стратегически важная для продолжения существования нашего молодого (всего 63 года!) государства задача заселения Эрец Исраэль была отодвинута на второй план. На первый вышел «мир». Точнее — незамедлительное («ахшав»!) подписание договора о добровольном отказе Израиля от земель, освобожденных в кровопролитных боях Шестидневной войны.

Явочным порядком
Вот они, земли, «захваченные сионистами» 66 лет назад: на угодьях кибуцев и мошавов, вплотную прилегающих к границе с сектором Газы, в эти январские дни полным ходом идут весенние полевые работы. И хотя с момента «размежевания» и изгнания из Гуш-Катифа почти девяти тысяч законопослушных граждан минуло пять с половиной лет, а три года назад в рамках антитеррористической операции «Литой свинец» ЦАХАЛ провел основательную зачистку Хамастана, — ракетные и минометные обстрелы не прекратились. Не задобрило врага добровольное (в одностороннем порядке) отступление, не повлияло на него и устрашение военными методами. Аппетиты террористов растут. Их цель — запугать потомков еврейских первопроходцев до такой степени, чтобы бросили отчий дом и разбитый вокруг сад и бежали в «государство Тель-Авив», впрочем, расположенное всего в полутора часах езды отсюда — в радиусе действия новых, усовершенствованных ракет.
Именно здесь, в Эшколе, сполна сознаешь смехотворность банальной фразы: «Израиль — точка на карте». В кафе на тель-авивской набережной сегодня страстно обсуждают хакерскую атаку на интернет-сайты и кражу реквизитов кредитных карт. Тем временем в граничащем с Газой Эшколе школьный автобус, в котором детей доставляют на уроки, прикрывает армейский вертолет.
У каждой отдельно взятой «точки на карте Израиля» — свои проблемы: кого-то занимает курс акций на бирже или поиск квартиры в десяти минутах езды от тель-авивских высоток «Азриэли», других — выживание. В прямом смысле слова. Жизнь или смерть.

Статистика войны и… строек
В дни антитеррористической операции «Литой свинец» значительная часть территории Эшколя была объявлена закрытой военной зоной. В большинстве расположенных здесь 32 поселков взорвались 235 «кассамов» и 250 мин. Три человека были убиты, один — тяжело ранен.
В марте-апреле 2011 года ситуация снова обострилась: по населенным пунктам Эшколя было выпущено 146 «кассамов» и мин, а 22 августа ракета взорвалась прямо у здания регионального совета.
– Чудом обошлось без жертв и пострадавших, но количество обращений в социальный отдел и к психологам резко подскочило, — вспоминает Хаим Елин. — У многих детей возобновилось ночное недержание мочи — главный признак страха, синдром заново пережитой психологической травмы.
Четыре раза территорию Эшколя обстреливали фосфорными снарядами. Местное руководство отмалчиваться не стало — направило гневное письмо в ООН.
– Ждать помощи от ООН бессмысленно, — говорит Хаим Елин. — Мы обратились туда с одной-единственной целью: показать всему миру, насколько двулична эта международная организация. С ее точки зрения, Израиль — агрессор, а действия террористов, мишенью которых является мирное население Израиля, — легитимны. Впрочем, даже несмотря на то, что мина долетает до наших поселков за 10 секунд, а «кассам» — за 10–14 секунд, за три года, истекшие после завершения антитеррористической операции «Литой свинец», население Эшколя увеличилось на три тысячи человек — с 10 до 13 тысяч. При содействии поселенческого отдела Всемирной сионистской организации (ВСО) строятся четыре новых поселка, другие — расширяются. И вот результат: взрослые дети кибуцников и мошавников возвращаются в родные края, чтобы здесь построить свой дом.

Блокада Газы: факты и вымысел
Гости Эшколя — вице-премьер, министр иностранных дел Авигдор Либерман, министр внутренней безо­пасности Ицхак Аронович, министр абсорбции Софа Ландвер, депутаты от партии НДИ и журналисты — рассаживаются по машинам. Выезжаем на шоссе, чтобы добраться до следующего пункта назначения — мошава Эйн а-Бсор. На противоположной полосе в направлении пограничного перехода Кисуфим образовался жуткий затор: сотни грузовиков поистине циклопических размеров.
Ежедневно по шоссе номер 232 проносятся порядка 400 таких «циклопов». Вот уже больше года — после принятого нашим правительством решения ослабить блокаду — в сектор Газы исправно доставляют из Израиля продукты и промтовары в самом широком ассортименте. Воздерживается Израиль разве что от поставок ХАМАСу стройматериалов, которые можно применить для укрепления бункеров, да химических веществ, используемых террористами при производстве ракет и зарядов взрывчатки.
На встрече, состоявшейся на одной из армейских баз, заместитель командира бригады «Газа» рассказал: почти полное снятие блокады сектора изрядно подорвало многомиллионную туннельную индустрию (в Рафиахе, напомню, вырыты и по сей день действуют десятки туннелей, по которым в Хамастан из Синая доставляют не только продовольствие, телевизоры, стиральные машины, холодильники, одежду, обувь и прочие товары, — своды некоторых подземных коридоров укреплены настолько прочно, что по ним можно провезти танки, не говоря уже о снарядах и арсеналах новейшего стрелкового оружия).
По словам замкомбрига, когда правительство Израиля решило ослабить блокаду, «бароны» туннельной индустрии в Газе и на Синае разнервничались. Хотя и до того — вопреки стенаниям пропалестински настроенных мировых СМИ и призывам к бойкоту произведенных на «оккупированных территориях» израильских товаров — не было в Газе никакой гуманитарной катастрофы, с ослаблением блокады над головами новоявленных миллионеров нависла реальная угроза: чем плотнее заполнены полки магазинов — тем ниже цены, а соответственно — и доходы! Одно дело, когда хозяин туннеля чувствует себя монополистом. Совершенно иное — когда через пограничный переход Керем-Шалом в сектор ежедневно въезжают сотни грузовиков с высококачественными продуктами и промтоварами.
Чтобы не гневить могущественных «туннельных баронов» и заодно поддержать имидж «обездоленного полуголодного палестинского народа», правительство ХАМАСа искусственно сдерживает поток грузов, переправляемых из Израиля в сектор Газы!
По словам того же офицера, в настоящее время столица Хамастана город Газа процветает: нарядные высотки, отели на берегу Средиземного моря, изобилие продуктов и товаров в современных торговых центрах… Вместе с тем именно в секторе Газы — самая высокая плотность террористов на один квадратный километр территории (Иудея и Самария не идут с Хамастаном ни в какое сравнение). Причина слепой ненависти к Израилю кроется вовсе не в «разрушенной» в дни «Литого свинца» экономике и нужде местного населения (сейчас оно возросло до 1 миллиона 600 тысяч), а в фундаменталистской идеологии ХАМАСа, цель которого, документально закрепленная в его «Хартии», — уничтожение «сионистского образования».
Подогревают в секторе страсти соперничающие с ХАМАСом еще более фанатичные исламистские организации, позиции которых в последнее время заметно укрепились. Прежде всего это «Исламский джихад». Если несколько лет назад члены данной структуры объединялись всего лишь в террористические ячейки, то к настоящему времени «Исламский джихад» создал регулярную армию с полками и батальонами, и в нужный момент она может стать дееспособной альтернативой военной машине правящего ХАМАСа.
Однако в обозримом будущем переворот в Газе вряд ли произойдет. Хотя бы потому, что чиновники правительства ХАМАСа (в отличие от своих предшественников из ФАТХа, изгнанных из сектора летом 2007 года) не берут взяток. Коррупция пока не разъела правящие органы, благодаря чему ХАМАС пользуется более широкой поддержкой населения, чем «Исламский джихад».
Но если с политической точки зрения ослабление блокады сектора Газы позволило несколько снизить давление на Израиль со стороны «прогрессивной» (и безмерно далекой от ближневосточных реалий) международной общественности, то для жителей регионального совета Эшколь колонны грузовиков, мчащихся по направлению к границе по узкому (две встречных полосы) шоссе номер 232, стали настоящим стихийным бедствием. Даже в день поездки вице-премьера и министров по северному Негеву на единственном шоссе, соединяющем десятки населенных пунктов, перевернулся грузовик, в связи с чем движение транспорта было прекращено на некоторое время. Подобные ДТП происходят здесь чуть не ежедневно. Прибавьте к этому обстрелы…

Сионистская идея
Не знаю, как долго смогли бы просуществовать в столь непростых (мягко говоря) условиях лидеры «палаточного протеста» с бульвара Ротшильда в Тель-Авиве. Что же касается жителей Эшколя, то они — люди особой породы. Именно о корнях, преемственности и силе духа еврейских первопроходцев зашла речь в кибуце Нирим (бывший Дангур), у скромного обелиска с надписью: «Здесь похоронены участники сражения за кибуц Нирим, погибшие при защите своего дома и Отечества 15 мая 1948 года, в день провозглашения Государства Израиль».
– Здесь, на этом холме, во время Войны за независимость в 1948 году еврейские ополченцы остановили египетские армейские подразделения, преградив им путь на север, — напомнил министр иностранных дел Авигдор Либерман. — На этом месте произошел один из самых кровопролитных боев. Восемь из пятнадцати основателей кибуца Дангур погибли.
– А сегодня сыновья героев Дангура готовятся выйти на пенсию, — заметил Хаим Елин. — И Негев продолжают обживать их внуки: многие возвращаются домой из других, гораздо менее опасных районов страны.
Часть «возвращенцев» селится в новых поселках, строительство которых ведется полным ходом. Трудно поверить, но факт: в 2011 году, на новом витке напряженности, когда террористы резко усилили обстрелы, сотрудники поселенческого отдела ВСО завезли на место будущего поселка Шломит первые караваны. Не укладывается в голове, но факт: молодые семьи из Иерусалима, Ришон ле-Циона и других крупных городов перебрались в новый жилой квартал мошава Авшалом под грохот взрывов. И сегодня новоселы показывают вице-премьеру Авигдору Либерману свои караваны, каждый из которых оснащен встроенным бомбоубежищем.
– На территории Эшколя, как, пожалуй, ни в каком другом регионе Израиля, ширится поселенческое движение, — говорит Дани Кричман, глава поселенческого отдела ВСО, бывший воин-десантник, герой операции «Кадеш», участник Шестидневной войны и Войны Судного дня. — С моей точки зрения, именно оно гарантирует нашему государству не только экономическое процветание, но и безопасность.
Кричман убежден: в настоящий момент поселенческое движение достигло в Израиле такого же размаха, как в 40–50-е годы двадцатого века, в преддверии провозглашения независимости и в первые годы существования еврейского государства. В Негеве и Галилее полным ходом идет строительство новых поселков и расширение уже существующих.
Ежегодно на периферию переезжают тысячи семей, но известно об этом немногим: за последние десятилетия израильская пресса пожелтела до такой степени, что само понятие «сионизм» акулы пера считают архаизмом. А пока журналисты гоняются за очередной сенсацией-однодневкой, независимо мыслящие «рядовые граждане» без газетной шумихи и рисовки продолжают воплощать в жизнь бесхитростную сионистскую идею — заселение Эрец Исраэль.
Подводя итоги поездки по населенным пунктам Эшколя, граничащим с сектором Газы, лидер НДИ, вице-премьер, министр иностранных дел Авигдор Либерман сказал:
– Я получил от поездки огромное удовольствие. Ходишь по улицам поселков, вырвавшись хотя бы ненадолго из МИДа со всеми его официальными приемами, и наслаждаешься прохладным ветром, вдыхаешь чистый воздух, прозрачный, как хорошее вино, и еще раз сознаешь, ради чего, собственно, ты вынужден вести на международной арене свои войны и говорить правду и одну только правду о происходящем в Израиле.
…На обратном пути из Эшколя по радио передали: арабские террористы выпустили из сектора Газы вторую за день ракету.
Интересно, сообщат ли европейские и американские СМИ о новом обстреле израильской «точки на карте» — ведь «никто не пострадал и ущерб причинен не был»…

Евгения КРАВЧИК,
лауреат израильской премии
им. Кеннета Абрамовича
Фото автора

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора