Есть на свете штучные музыканты, которые, взяв однажды в руки музыкальный инструмент, не расстаются с ним всю жизнь. Не все они становятся знаменитыми, но верность одному инструменту всегда вознаграждается, потому что она позволяет музыканту совершенствовать мастерство, доводя его до высочайшего уровня. Валерий Пономарев, джазовый трубач, входящий сегодня в десятку лучших трубачей мира, — один из них.
Уже именитым музыкантом он приехал в 1973 году как «лицо еврейской национальности» в мировую столицу джаза Нью-Йорк (об этом и многом другом — в книге Валерия, изданной на двух языках «На обратной стороне звука» — «Оn the flip Side of Sound») и вскоре был принят в знаменитый оркестр Арта Блэйки «Посланцы джаза». Теперь у него собственный оркестр Universal Language, с ним он много гастролирует по миру, но частенько дает концерты малым составом. Его яркое, свежее, перемежаемое «щетинистой» звуковой атакой, и одновременно мягкое исполнение напоминает игру афроамериканских трубачей.
Недавно я познакомился с Валерием как композитором, аранжировщиком и дирижером. Этот концерт с участием легендарного саксофониста Бенни Голсона прошел 3 января в маленьком, мест на шестьдесят, Zinc Bar в богемном джазовом районе Нью-Йорка Greenwich Village. Классный джаз, даже в исполнении полного оркестра (на языке джазменов это значит, что в его составе 16 музыкантов) хорошо слушать в маленьких залах. В них возникает атмосфера теплого общения публики с музыкантами и дирижером. Описать ее словами не берусь, одно могу сказать точно: Валерий оказался таким же блестящим дирижером, как и трубачом.
Фото автора
Автор благодарит за помощь
в съемках саксофониста
Игоря Высоцкого
и Геннадия Гревнина