Российские евреи между Кремлем и проспектом Сахарова

Митинг на проспекте Сахарова

Политика в Россию вернулась внезапно и, как многое происходит на моей родине, довольно странным образом.
Очередные выборы депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ, скучные и предсказуемые, как и все предыдущие с того момента, как парламент был провозглашен неподходящим местом для дискуссий, неожиданно для многих наблюдателей вызвали взрыв негодования в самых широких слоях населения. В силу ряда причин, многократно обсужденных, но так, пожалуй, до конца и не осмысленных, останавливаться на которых тут не место, десятки и сотни тысяч россиян сочли необходимым выразить свое возмущение происходящим — и сделали это публично, громко и решительно.
Пятого декабря на Чистых Прудах, десятого — на Болотной площади и, наконец, двадцать четвертого на проспекте Сахарова российская столица увидела столь массовые политические митинги, каких, пожалуй, не было с бурных перестроечных и первых постперестроечных лет. Массовые акции на улицах и информационные кампании, проходящие в основном в Интернете, объединили людей самых разных политических взглядов и мировоззренческих позиций. В стране, в которой еще полгода назад говорить о политике считалось дурным тоном, где политика как борьба со сколько-нибудь интересной интригой казалась навсегда отмершим рудиментом, в дискуссии оказались втянуты практически все. Выборы, фальсификации и митинги обсуждают в блогах, в транспорте и на кухнях. Быть вне этого сегодня в России невозможно.
Российская еврейская община, разумеется, не существует как единый субъект общественной (и тем более политической) жизни. Тем не менее, обобщенно можно попытаться понять ее место в происходящем — или, по крайней мере, сориентироваться в высказываемых позициях и поразмыслить о перспективе того или иного выбора.
С одной стороны, подавляющее большинство влиятельных всероссийских еврейских организаций давно лояльны (некоторые, если называть вещи своими именами, — до сервильности) действующей власти. Времена «фронды» Российского еврейского конгресса и некоторых других групп прошли больше чем десять лет назад — и необходимые уроки были извлечены всеми, кто остался на плаву. Впрочем, таковы правила игры в современной России: для того чтобы тебе не мешали, ты как минимум не должен публично демонстрировать свое мнение, если оное хоть немного расходится с точкой зрения кремлевской пропагандистской машины, а если ты хочешь режима максимального благоприятствования для своей организации (что немаловажно в стране победившего тотально коррумпированного госкапитализма и экономики, управляемой в ручном режиме) то должен время от времени демонстрировать (или имитировать) поддержку тех или иных действий власти. Группы, демонстрировавшие иную модель информационно-политического поведения, выталкивались на периферию организациями, лидеры которых спешили, расталкивая друг друга локтями, продемонстрировать Кремлю свою не просто лояльность, но полезность — то активно участвуя в информационных кампаниях против стран, отношения которых с Россией осложнялись в тот или иной момент по тем или иным причинам, то обещая наконец-то (но в этот раз наверняка!) добиться отмены поправки Джексона — Вэника.
Высказывания отдельных лидеров, возражавших против наиболее вопиющих политических действий Кремля — например, осуждение Михаилом Членовым официального визита в Россию лидеров террористической группировки ХАМАС — годами потом вспоминали (и заслуженно) как проявление гражданского мужества, граничащего с безу­мством храбрых.
У лояльности еврейских организаций власти, помимо общих причин (в России сейчас так устроено все и так работают все), есть и свои, специфические. История неоднократно показывала, что евреи, в силу незащищенного положения и способности легко аккумулировать негативные настрои широких масс, самыми первыми и максимально жестоко страдали в хаотических условиях падения империй и других масштабных социальных катаклизмов. То, что любая сторона в любой гражданской войне будет бить евреев (возможно, с разной степенью интенсивности в зависимости от политической идеологии), давно стало аксиомой. Поддержка имперской силы, сохраняющей стабильность обширной территории, пусть и в ущерб личным и коллективным правам и свободам, для еврейской общины часто была просто стратегией выживания. Поэтому понять осторожность в сложившейся ситуации не только официальных еврейских организаций, но и многих публичных интеллектуалов, известных своей принадлежностью к еврейской общине, вполне можно. В сложившихся обстоятельствах демонстрировать активную поддержку Кремлю со стороны официальных еврейских групп вроде как и неудобно (слишком масштабны и очевидны были и фальсификации в ходе выборов, и неадекватные действия власти после голосования), однако многие еврейские организации поспешили занять позицию демонстративного нейтралитета. На самом деле политика — действительно не лучшая сфера для приложения сил общинной организации, и никто не требовал от общинных лидеров или тем более раввинов высказываться по политическим вопросам. Однако позиция, сформулированная, например, главой департамента по общественным связям Федерации еврейских общин России Борухом Гориным, тоже странна: он заявил, что «в этой стране — евреи всего лишь гости» и не должны «соваться в домашние склоки хозяев». Эта постановка вопроса, во-первых, оскорбительна и унизительна для евреев, по крайней мере, родившихся, в отличие от Б. Горина или Главного раввина ФЕОР Берла Лазара, в России. Во-вторых, эта позиция звучит лицемерно в устах официального спикера организации, ранее многократно и порой довольно топорно высказывавшейся в унисон с кремлевскими пропагандистами по массе сугубо политических вопросов.
С другой стороны, столь же стандартным и обусловленным многими социальными, историческими и культурными причинами является активное участие еврейской интеллигенции в протестном движении. Лица с типично еврейскими чертами заметны на фотографиях с митингов в Москве и Санкт-Петербурге в количестве, лишь немного меньшем по сравнению с фотографиями манифестаций перестроечных лет. Причем, что интересно, как показал еще в мае в своем докладе, прочитанном в Институте востоковедения, израильский социолог д-р Алек Эпштейн, несмотря на современный стереотип еврея как либерального (или леволиберального) интеллигента, на практике заметные активисты как минимум четко осознаваемого еврейского народа обнаруживаются во всех частях политического спектра современной российской внесистемной оппозиции, включая православно-имперские группы. Евреи, как до сих пор (несмотря на алию, ассимиляцию и демографическую структуру общины) весьма заметная часть российского образованного класса и городской интеллигенции, занимают важное место в протестном движении — пусть даже это люди с еврейскими корнями, никогда не участвовавшие в общинной жизни и не ассоциирующиеся с общиной, такие как Борис Немцов или Борис Акунин.
Однако есть и еще одна особенность нынешних российских протестов. Важную, если количественно не преобладающую роль в них играют русские этнические националисты, порой довольно радикальные по своим взглядам. Многие ораторы, получающие трибуну на Болотной площади или проспекте Сахарова и выступающие перед довольно одобрительно относящейся в массе своей к их словам аудитории, исповедуют взгляды, которые кроме как нацистскими и не назовешь. Собственно, основной российский оппозиционный лидер сегодня, единственный «настоящий буйный», предварительными усилиями которого во многом нынешние протесты вообще состоялись или по крайней мере приобрели такой размах — Алексей Навальный — исповедует идеологию русского этнического национализма, пусть и с некоторым либеральным оттенком, но и не без очевидного налета банальной ксенофобии. На самом деле ответ на вопрос, хорош или плох для России русский национализм, не столь очевиден, и тема требует отдельного рассмотрения, но вот то, что еврейская община имеет вполне реальные основания относиться к нему как минимум настороженно, довольно очевидно.
Происходящие на наших глазах в России процессы имеют неоднозначный характер и для общества в целом, и для еврейской общины в частности. Однако разобраться в них и попытаться определить свое место российской еврейской общине, как мне кажется, необходимо — эти процессы не приведут, разумеется, Россию к революции на президентских выборах по весне и не сметут нынешнюю власть из Кремля, но неизбежно изменят все российское общество.
Собственно, во многом уже изменили его.

Вячеслав ЛИХАЧЕВ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора