По морям, играя, носится
с миноносцем миноносица.
Льнет, как будто к меду осочка,
к миноносцу миноносочка.
Владимир Маяковский.
Военно-морская любовь
В последний день ноября присяжные федерального суда Восточного округа штата Вирджиния признали невиновной молодую россиянку Елену Самосудову, обвиненную в брачном мошенничестве, а точнее в фиктивном браке с американским военным моряком.
В череде подобных дел в Норфолке, где находится крупнейшая база ВМФ и штаб Атлантического флота США, это первый оправдательный вердикт, что, кстати, вообще редкость в системе наших федеральных судов.
Елена прибыла в США из России весной 2006 года по временной студенческой визе. Летом того же года она познакомилась с моряком Марком А. Тилсоном, за которого вышла замуж 7 октября 2006 года, за день до истечения срока ее визы.
В 2009 году они развелись, и теперь благодаря новому мужу, уроженцу России и гражданину США, Елена Самосудова может рассчитывать на гринкарту, а затем на гражданство. По словам ее адвоката Джеймса Броколетти, после оглашения вердикта отсидевшую три месяца в федеральной тюрьме Елену освободили, и иммиграционные власти сообщили ему, что она не будет депортирована, так как судимости за уголовное преступление у нее нет. Однако, заглянув в локатор федерального бюро тюрем, я увидел, что «з/к №33103-068, 26-летняя белая женщина Елена Самосудова» не освобождена («released»), а числится «in transit», то есть на пересылке. С новым мужем она жила в Питтсбурге.
На суде в Норфолке обвинитель сообщил присяжным, что «Самосудова убедила Тилсона жениться на ней, чтобы он получил от Министерства военно-морского флота дополнительные деньги, а она — иммиграционные льготы, а точнее — вид на постоянное жительство», то есть гринкарту. Речь шла о Basic Allowance for Housing (BAH) — оплате квартир или домов, которые снимают наши военные. Если холостяк сообщает о вступлении в брак, ему разрешается жить не на территории базы, а снимать квартиру или дом неподалеку, и на флоте ему платят за жилье на тысячу долларов в месяц больше. Если такой брак признается фиктивным, это влечет за собой также обвинение военнослужащего мужа в хищении долларов налогоплательщиков, а жена идет соучастницей.
За последние пять лет федеральная прокуратура Восточного округа штата Вирджиния возбудила и направила в суд дела 134 таких лжесупругов, причем мужьями, как правило, были моряки-американцы, а женами — иностранки из республик и стран-сателлитов бывшего СССР. Оправдали пока только Самосудову.
Как утверждало обвинение, на полученную в результате фиктивного брака доплату Тилсон и Самосудова сняли квартиру на 12-й стрит в районе Оушенфронт и подали документы на гринкарту для Елены. Прожив вместе год-полтора, они расстались и в 2009 году развелись, но за время совместной жизни Самосудова не пыталась легализоваться. В мае 2009 года, больше чем за два года до ареста, Марк Тилсон уволился с военной службы и в марте 2011 снова поступил на флот, решив стать спецназовцем. Его арестовали в средине сентября на тренировочной базе «морских котиков» в Южной Калифорнии, куда он попал в августе. Елена Самосудова была арестована тремя неделями раньше, 24 августа, в Вирджинии-Бич.
Поскольку к тому времени иммиграционная служба начала процедуру депортации Самосудовой, федеральный судья постановил держать ее под стражей. Супругов обвинили в преступном сговоре, фиктивном браке и подаче ложных документов, а Марка Тилсона также и в хищении государственного имущества. В начале ноября он признал себя виновным и согласился дать в суде показания против бывшей жены.
Елена Самосудова также дала показания. Под присягой она сказала присяжным, что была молодой, неопытной и влюбилась в Тилсона по самые уши. Тилсон под присягой сказал, что их брак был задуман для того, чтобы он получал лишние денежки на квартиру, а Лена могла бы легально остаться в Америке. Прокуратура выставила свидетелями нескольких друзей Тилсона и Самосудовой, которые показали, что их брак был аферой, и что Марк редко жил с молодой женой. Обвинители также представили суду распечатки перехваченных телефонных разговоров супругов. В первом разговоре Марк Тилсон явно встревожен тем, что с ним собираются побеседовать следователи особого отдела флота. «Я имею в виду, — говорит он, — а вдруг они что-то знают или что-то узнали, или что-то думают, понимаешь, ну, что все это липа…» На это «молодая и неопытная» Самосудова отвечает: «А я имею в виду, что у них нет доказательств, о-кей? И никакая это не липа. Скажи им, будто я от тебя гуляла, и мы все время дрались». Позже в том же разговоре Елена советует Марку сказать особистам, что у него с ней «ничего не получалось, и мы решили развестись — и все, конец истории».
Во втором перехваченном телефонном разговоре Марк Тилсон рассказывает об уже прошедшей беседе. «Я им сказал, ну, что мы в разводе, что она меня больше не любит, что она, вроде того, от меня гуляла», — говорит Тилсон, и Самосудова со смехом отвечает: «Очень мило». Адвокат Броколетти заявил присяжным, что ко времени второго разговора Марк Тилсон уже сотрудничал с прокуратурой, и это была ловушка для его клиентки.
Слушания длились всего три дня, и в решении присяжных оправдать Елену сыграло роль то, что, выйдя замуж за американца, она не «гнала картину», то есть не пыталась воспользоваться этим для немедленного получения гринкарты. Комментируя вердикт, окружной федеральный прокурор Нил Макбрайд сказал, что «мы представили хорошо доказанное дело, но иногда мы видим вещи иначе, нежели присяжные». Подобные действия, по словам Макбрайда, «обманывают налогоплательщиков и с 2007 года обошлись ВМФ больше, чем в полтора миллиона украденных долларов», и «мы продолжим расследовать случаи фиктивных браков моряков с гражданскими лицами».
Макбрайд знал, о чем говорит. В апреле 2008 года судья-магистрат Джеймс Брэдберри в федеральном суде Норфолка огласил три обвинительных акта по делам о 16 фиктивных браках с моряками. 16 «военно-морских жен» были приезжими из России и стран Восточной Европы. Среди арестованных можно вспомнить украинок Светлану Пилипчук и Валерию Цымбал, прибывших в США по студенческим визам соответственно в мае 2004-го и в сентябре 2005 года. Став фиктивными женами американских моряков, в 2006 году обе получили гринкарты, но Пилипчук успела улететь домой на Украину, а Цымбал арестовали. Она признала себя виновной и получила четыре месяца лишения свободы, которые отсидела в тюрьме курортного типа «Рейли» в Северной Каролине, после чего была депортирована. Вместе с ними 16 апреля 2008 года арестовали их соотечественниц, тогда 22-летнюю Татьяну Смурагу и 24-летнюю Наталью Чорну.
Еще одну украинку, Евгению Поправку, забрали в январе 2008-го, но обвинение ей предъявили вместе с другими. Смурагу также обвинили в давлении на свидетеля и попытке помешать правосудию, когда она пыталась уговорить Джереми Стивена Эмрика, мужа Валерии Цымбал, дать показания, что ее брак с моряком Сэмюэлем Страсбахом был законным. Эмрик позже демобилизовался и уехал в Вайоминг, а Страсбаха, который служил на десантном вертолетоносце Wasp, арестовали вместе с семью бывшими и служившими моряками десантного вертолетоносца Iwo Jima.
Евгению Поправку обвинили в фиктивном браке с моряком Марком Ванхорном с эсминца Winston S. Churchill. Брак был заключен в 2005 году, но Ванхорн под суд не попал, так как в январе его случайно убили в перестрелке у ночного клуба Ocean’s Cabaret в Вирджиния-Бич. Стивен Патрицио, филадельфийский адвокат Евгении Поправки, сказал, что не понимает, зачем властям вообще нужно судить фиктивных жен, поскольку все они нелегальные иммигрантки и все равно подлежат депортации.
В июле 2007 года под суд за «военно-морскую любовь» в Норфолке пошли 9 человек во главе со сватом, организовывавшим фиктивные браки. Одной из арестованных была россиянка Юлия Крошнева. За пару дней до этих арестов молодую россиянку Елену Рябикину приговорили в Норфолке к 10 месяцам тюрьмы за фиктивный брак с бывшим моряком Нэйтаном Уикером, которого арестовали во Флориде. Рябикину освободили 27 декабря 2007 года, после чего депортировали. Так что «миноносочке» Елене Самосудовой 30 ноября 2011 года крупно повезло.