Горшок на заборе

 «В поверьях славянских народов горшок, повешенный на забор,
должен уберечь кур от ястребов и ворон».

Вчера мы с моим напарником изучали законы субботы. В частности, что делать бедному еврею, если «тилибом-тилибом, загорелся его дом»? И как всегда, в самое неудобное время, в субботу,- когда еврею, хоть ты лопни, хоть ты тресни, пожар тушить не рекомендуется. Более того, даже, извините, запрещается. Конечно, если нет опасности для жизни.

А мимо проходят неевреи, но никто не вмешивается: то ли не хотят пачкать одежду, то ли у них ещё какие-то важные нееврейские дела; а возможно, просто считают, что пожар собственного дома входит в ритуал еврейских праздников.

Короче, дом горит, евреи молча кусают губы, а народ проходит мимо. Еврею лишь разрешается сказать загадочную фразу: «Каждый кто потушит – не потеряет». У меня вдруг возник вопрос: допустим, тебе поверят, что не потеряют? Что, если запачкается костюм, ты компенсируешь billige sykkelklær på nett расходы на химчистку. Попробуй только не компенсировать! И из-за этого забыть, что сегодня праздник, друзья уже заказали холодное пиво? Или ещё хуже – жена послала в булочную за хлебом, а не чтобы лезть в огонь!

А может, у еврея всё застраховано? И этак он намекает, чтобы не лезли не в своё дело. Было бы ему нужно – сам бы потушил. Не пропадать же добру! Евреи – они жадюги ещё те! Или прямо бы сказал: «потуши, я тебе за это заплачу – столько и столько».

Так в чём же дело? Мудрецы не знают человеческой природы? Всё по себе ценят? Или они жили во времена, когда человек человеку друг, а не волк? И неевреи точно знали, что за любым евреем не заржавеет, а потому радостно спасали имущество и жизнь еврея?

Я продумал сутки и нашёл ответ. Мудрецы знали, что человек, способный молча смотреть на уничтожение собственного имущества – праведник. То есть, в первую очередь, благодарный человек. Это ведь и есть самое верное определение «праведника», верно? Значит, все его поймут и помогут ему тушить пожар.

В последнее время у меня сложился творческий союз с верующей католичкой, украинкой из Львова, Мирославой Сидор. Она делает фильмы по моим песням. И почему-то всегда меня благодарит. Я не знаю, чем я смогу ей отплатить. Но может, она, как верующий человек, понимает, что если мне это не удастся, то точно отблагодарит наш Общий Хозяин?

Сейчас многие говорят о близком приходе Мессии, ищут мистику — то Стена Плача плачет (оказывается, просто не починили водопровод), то ropa ciclismo barata Мадонна кабалу учит, то ещё что-нибудь подобное. А я вижу признаки этого более земные.

Вспоминаю, на первом моем шабате первый учитель, которого я в 50 лет попросил научить меня жить,- мой младший брат, которому я бесконечно благодарен, спросил: «Почему вы хотите, чтобы пришёл Мессия?»

Я ответил подобно коту Леопольду: «Ребята, давайте жить дружно».

Я хочу, чтобы народу перестали враждовать.

Контакты с Мирославой для меня очень приятны. Особенно меня тронуло, когда она рассказала, что её бабушка и дедушка кормили во время войны евреев. Если вокруг не было немцев или полицаев, на заборе в определенном месте висел пустой горшок — в знак того, что можно безбоязненно выйти из леса и покушать. Я сказал об этом своему домашнему врачу доктору Шварцману. Он с интересом выслушал и в свою очередь, рассказал мне другую историю:

«Мой дядя в годы голодомора был председателем колхоза на Украине. Он был мудрый человек, и себя не забывал, и начальство подкармливал. И в колхозе ни один vetement cyclisme pas cher крестьянин даже не похудел! Началась война», — продолжил доктор, — «отцу удалось эвакуироваться. Дядя застрял, спрятался в лесу, по ночам выходит обменивать вещи на продукты. Однажды замешкался, его поймал полицай, направил на него винтовку и повел в немецкую комендатуру. Навстречу шел другой селянин, окликнул полицая:

— Василь, шо ты робе?

— Вот, пимав жида, веду его до комендатуры.

— Не треба, Василь, цэ гарний жид, нехай иде.

— Нехай иде, — согласился полицай.

Дядя медленно пошел в сторону леса, ожидая выстрела в спину, но полицай опустил винтовку. Дядя бежал к лесу, пытаясь вспомнить, где он встречал своего спасителя. И хотя он обладал фотографической памятью, он был уверен, что этого человека он никогда в жизни не видел. У меня до сих пор мурашки по коже, и до сих пор волосы на спине дыбом встают, когда думаю, как доброе дело может спасти жизнь», — закончил доктор Шварцман.

А я вдруг представил мир после прихода Мессии. На всех заборах висят горшки. И нет полицаев, комендатур, политических партий, и люди окончательно забыли слова «жид», «москаль», «кацап», «лица кавказской национальности», и везде поют песни, и народ на народ не wielerkleding outlet идет войной, и человек – это действительно звучит гордо. И все молятся единому Б-гу. И называют Его одним и тем же именем. Увидеть бы это, хотя бы одним глазком!

Правда, тогда никто не поймет мой рассказ. Зачем надо намекать, когда горит у брата? И зачем горшок на заборе, если нет хищников?

Ну и пусть не поймут. Мне не жалко!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 10, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

9 комментариев к “Горшок на заборе

  1. Добрый волшебник вновь поделился с читателем теплом своей души , которого ему не жалко. Спасибо, реб Меир ! Посмотрела фильм р. Цви Патласа «Учитель» о раве Ицхаке Зильбере с Вашим участием. Замечательный, искренний фильм.

  2. Как было бы хорошо, если бы ответ на вопрос — «Тушить или не тушить пожар в собственном доме в субботу еврею?» дали бы ответ раввины.
    Ведь зачастую комментарии интерпретируются субъективно.
    Ведь здесь идет речь о спасении жизни. Или надо ждать, когда огонь подберется к человеку — и тогда однозначно можно и нужно тушить пожар?!
    Пару лет назад еврейская община Бруклина — религиозная община основала услуги «Скорой помощи» в районе по субботам. Специально по субботам — потому что и в субботу случаются несчастья. Среди евреев — верующих — в том числе. Разве это неправильно? А тушение пожара — не из той же области сохранения жизни?!
    Мира

  3. Уважаемая Мира! Реб Меир благодарит Вас за комментарий . Ваш вопрос мы задали авторитетнейшему раввину Б.-Ц . Зилберу, использовав функцию вопрос раввину на сайте толдот.

    Шалом. Ваш вопрос получен, его номер 6517. Мы постараемся в ближайшее время Вам ответить. В связи с большим количеством вопросов ответ может быть задержан или, к сожалению, не будет дан вообще. Просим понять наши ограниченные возможности.

    Мира, думаю, у нас с Вами есть однозначный ответ . Масштабы и принципы строительства в современном мире таковы, что угроза жизни от любого пожара существует постоянно. А значит, тушить пожары необходимо. И в субботу — тоже.

  4. Вот и мне так кажется.
    А за переадресовку к раввину — тем более спасибо. Видимо, точка зрения раввина по этому вопросу интересна не только мне.
    Спасибо. Мира

  5. Уважаемая Рахель! Прочитав ваш 11.17.2011 — 12:05 , прошу вас, если представится возможность, поинтересуйтесь мнением гостей, не освещаемого в их многочисленных комментариях вопроса. Знакомясь с Торой, я попытался систематизировать изложенную там информацию. Выделил 15 наиболее существенных в моем понимании вопросов. Среди них: «Еврейскому народу дана Тора, чтобы он донес ее суть до народов мира и возглавил развитие общественного сознания на планете». Иными словами: Провозгласив Единого Бога, Тора предложила миру общественную формацию, возглавляемую свободными людьми, которые руководствуются истиной и сделали нравственность незыблемым законом своей жизни. Однако, в доступных мне материалах такого вывода я не встретил. Учитывая модные сейчас протесты, отмеченные во многих странах, а также крах СССР, заменившего истину Постановлениями ЦК КПСС, и безнравственность руководителей страны, а также не стихающие кризисы в капиталистическом мире и через 20 лет после исчезновения СССР, вопрос об общественной формации, способной обеспечить достойную жизнь людям, вновь приобретает актуальность. Полагаю, что мнение гостей было бы интересно и читателям газеты. С уважением, Лев.

    1. западная цивилизация «проблюётся», и с новыми силами и новыми союзниками, двинется к новым достижениям. а «восточная» либо сгинет совсем, либо ужмётся до нескольких одиозных точек на карте мира. вот и весь ответ на ваш вопрос. так уже многажды бывало, вопрос этот задавался и сто и двести лет назад—а ответ оказывался всякий раз тот же. ничего лучшего чем либеральная демократия, со всеми её кризисами и «аморальностью лидеров», пока не придумано. к сожалению, а возможно, что к счастью

  6. Дорогой Лев!

    Благодарю Вас за глубокий, интересный вопрос. К сожалению, ни у рава Кацина, ни у меня не будет возможности встретиться с израильскими лекторами Дня Торы в Нью-Йорке — равом Кушниром, рава Патласом и ребецн Оффенгенден.

    Вы можете направить свой вопрос на сайт toldot.ru — уверена, равины не оставят его без внимания.

  7. Наши комментаторы часто задают вопросы равинам и сетуют, что они остаются без ответа. Работая над статьёй Как стать счастливым? Ищем ответ в Торе, я убедилась, что многие из этих вопросов были направлены равинам организации Толдот Иерушун и не остались без внимания. Рекомендую нашим читателям обратится к рубрике Вопрос равину на сайте toldot.ru — вы получите ответу на многие волнующие вас вопросы, архив рубрики вас приятно удивит.
    Например, на вопросы : — Зачем в наше время неограниченного доступа к информации нужен равин? Кто такой «мой «равин и каковы его функции и полномочия? — отвечали и рав Зилбер, и Рав Кушнир, и Рав Патлас. Их ответы неоднократно , широко и разносторонне освещают все вопросы, поступающие на сайт.

  8. Отвечает рав Зильбер Бенцион:

    Уважаемая Мира!

    В рассказе р. Меира Левина ясно сказано, что речь идёт о случае, когда нет опасности для жизни людей.

    А если существует опасность для жизни — конечно, надо тушить. Опасность для жизни еврея отодвигает запреты субботы.

    Существует опасность для жизни или нет — отдельная тема. Как во всех вопросах Закона, решение принимается в соответствии с реальной объективной оценкой ситуации. Может это привести к опасности для жизни или нет?

    И если есть сомнение: возможно, опасность для жизни существует, также нарушают субботу — сафэк пикуах нэфеш дохэ шабат.

    Например: если огонь может перекинуться на дом, где могут быть маленькие дети или пожилые люди, тяжелобольные, которые, возможно, не успеют вовремя выбежать, это может быть опасно для жизни.

    В рассказе р. Меира Левина речь идёт о ситуации, когда определённо нет риска для жизни. Например, загорелся особняк, который стоит в пустынном месте и ничто не соединяет его с другими домами. Там — муж, жена и ребёнок, которые спокойно, увидев огонь, выйдут оттуда. И никакой опасности для жизни не существует. И т.д., и т.п.

    Тогда встает вопрос, что можно делать в субботу, а что — нельзя.

    Принцип — чтобы избежать потери имущества, нельзя нарушать субботу. И об этом писал р. Меир Левин. Соблюдение субботы важнее, чем предотвращение материального ущерба.

    А теперь разберём, что можно делать в случае пожара там, где нет опасности для жизни:

    1. Можно сказать неевреям: «Кто потушит — не потеряет»; и можно эти слова сказать даже одному человеку (говорить прямо «Если потушишь — не потеряешь» нельзя, это уже будет просьбой потушить).
    2. Можно позвать знакомого нееврея, который уже сам поймёт, что надо делать.
    3. Можно лить воду туда, куда огонь ещё не дошёл.

    Интересную историю рассказывает Талмуд, разбирая законы о том, в каких случаях тушат пожар в субботу.

    Был пожар во дворе Йосефа бен-Симаи в местечки Сихин, и пришли люди, посланные властями Ципори, тушить, потому что Йосеф занимал пост в царской администрации. Йосеф бен-Симаи не позволил им тушить пожар, чтобы не произошло нарушения субботы. И Б-г послал ему чудо: пошёл дождь и потушил пожар. На исходе субботы Йосеф заплатил каждому, кто собирался тушить, по 2 монеты, а руководителю — 50 монет (сэла). Когда же мудрецы услышали об этом, они сказали: «Йосеф не должен был так поступать. Ведь мы учили: нееврея, который приходит тушить пожар, не просят о тушении, но и не препятствуют ему, если он хочет потушить сам».

    Очень интересно, что Б-г в этом случае послал Свою помощь в соответствии с пониманием Йосефа бен-Симаи и его самоотверженностью ради субботы. Хотя по Закону Йосеф не должен был так поступать.

    С уважением, Бен-Цион Зильбер

Обсуждение закрыто.