НА МОСТОВОЙ
Трудно выразить словами ту атмосферу напряженности и кризиса, которая царит сегодня в израильском обществе, расколотом на противников и сторонников плана размежевания. Дебаты о целесообразности предстоящей эвакуации жителей Гуш-Катифа сектора Газы проходят не только на страницах газет и экранах телевизоров, но и в каждом доме, каждой семье, да и прямо на улицах. Противники одностороннего отступления привязывают оранжевые ленточки к антеннам своих автомобилей, к своей одежде, или попросту надевают оранжевые майки.
Недавно я был у Стены Плача и видел человека, который ходил среди молящихся с шофаром, вокруг которого была обвязана оранжевая лента. На улицах Иерусалима, большинство жителей которого религиозные евреи, превалирует оранжевый цвет. Тем более меня удивил человек, который стоял на улице Кинг Джордж, в самом центре Иерусалима, и предлагал останавливающимся у светофора водителям синие ленточки. Вскоре я заметил, как один автомобиль, украшенный оранжевой лентой, остановился на красный свет. Водитель открыл окно машины и обратился к человеку, который раздавал синие ленты. Тот приблизился к машине, и между двумя израильтянами с противоположными политическими взглядами завязался разговор прямо на мостовой.
В последнее время многие говорят об опасности кровопролития между евреями. Однако тот факт, что эти два израильтянина доброжелательно и с уважением обсуждали животрепещущую для них проблему, вселил в меня надежду на то, что, несмотря на углубляющийся раскол в израильском обществе, все же не все потеряно. Евреи Израиля могут еще найти общий язык, преодолеть разногласия и укрепить центростремительные силы общества: любовь к своему народу и своей земле.
УПУЩЕННАЯ
ВОЗМОЖНОСТЬ
Период между постами 17 Тамуза и 9 Ава называется тремя неделями траура. 17 Тамуза евреи совершили грех золотого тельца в Синайской пустыне, и в этот же день пять веков спустя полчища царя Вавилона Навуходоносора пробили брешь в стене осажденного Иерусалима.
9 Ава был совершен грех разведчиков, которые оклеветали землю Израиля, и народ, вместо того, чтобы войти в свою страну, отправился в первое изгнание — сорокалетнее скитание по Синайской пустыне.
По стечению обстоятельств, которые просто невозможно назвать случайными, пять веков спустя в этот же день Навуходоносор разрушил Иерусалимский храм и изгнал евреев в Вавилон, что положило начало вавилонскому, а затем персидскому пленению. Евреи вернулись на свою родину и отстроили Иерусалимский Храм, однако пять веков спустя после разрушения первого Храма римский император Тит разрушил Второй Иерусалимский Храм в тот же самый день 9 Ава.
Неужели трагедии изгнания были неизбежны и предопределены?
Виленский Гаон утверждал, что Всевышний предоставил евреям возможность исправить грехи, совершенные в пустыне. Все, что требовалось, — это евреям вместе войти в страну Израиля. Если бы весь народ, все колена Израиля вошли в Землю Обетованную, то сила святости была бы столь велика, что евреи никогда бы не были изгнаны из Израиля!
Однако два колена — Реувена и Гада — предпочли земли на восточном берегу Иордана, и возможность поселиться всему народу на своей земле была упущена.
ЧТО ЖЕ ГЛАВНОЕ?
«И множество скота было у сынов Реувена и у сынов Гада; и увидели они землю Язэйр и землю Гилад, и вот, место это — место для скота. И пришли сыны Гада и сыны Реувена и сказали Моисею и Элиазару, священнику, и князьям общины: … Земля, которую Всевышний дал общине Израиля, — это земля для скота, а у слуг твоих скот. И сказали: если мы нашли милость в глазах твоих, пусть будет дана земля эта слугам твоим во владение; не переводи нас через Иордан.
И сказал Моисей сынам Гада и сынам Реувена: неужели братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь? Отчего же отклоняете сердце сынов Израиля от перехода в землю, которую дал им Всевышний? Так поступили отцы ваши, когда я послал их из Кадэйш-Барнэа высмотреть землю. Они… отклонили сердце сынов Израиля, чтобы не идти им в землю, которую дал им
Всевышний… И подошли они к нему, и сказали: овечьи загоны построим мы для скота нашего здесь и города для детей наших; сами же мы первыми вооружимся и пойдем пред сынами Израиля, до тех пор пока не приведем их на место их…
И сказал им Моисей: если вы сделаете это…, то будете чисты пред Всевышним и Израилем, и будет земля эта вам во владение… Стройте себе города для детей ваших и загоны для овец… И отдал Моисей им, сынам Гада и сынам Реувена и половине колена Менаше, сына Йосефа, царство Сихона, царя Эморейского, и царство Ога, царя Башанского…» (Бамидбар 32:1-39).
Обратите внимание, что люди Реувена и Гада попросили Моисея отдать им земли восточного берега Иордана для того, чтобы построить «загоны для скота и города для детей».
Но что же нужно было ставить на первое место, скот или детей? Что важнее, богатства или будущее детей, пастбища для скота или святая страна Израиля?
Дети же эти, потомки евреев, поселившихся на восточном берегу Иордана, поплатились за ошибки родителей. Ассирийская империя завоевала их первыми, и след этих колен народа Израиля в истории исчез.
«И сыновья половины колена Менаше жили в земле (той) от Башана до Баал-Хэрмона и Сенира и горы Хэрмон.
Умножились они. Но отступили они от Б-га отцов своих… И возбудил Б-г Израиля дух Пула, царя Ассирии, и дух Тилгата-Пилнэсэра, царя Ассирии, и изгнал людей колена Реувена и Гада, и половину колена Менаше, и привел их в Хелах и Хавор, и Ару…» (Диврей хайамим 1, 5).
ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ
Только теперь мы начинаем в полной мере понимать весь смысл рассказа о доблестных еврейских женщинах, дочерях Цлафхада, которые (как рассказывается в конце предыдущей главы) попросили Моисея передать им удел их умершего отца в стране Израиля. В то время как другие евреи сомневались в самой возможности завоевать эту землю или стремились заполучить другие земли, дочери Цлафхада продемонстрировали свое желание поселиться в Израиле, вдохновляя весь народ верой в то, что Святая Земля в конце концов будет в руках евреев.
«И подошли дочери Цлафхада, сына Хэйфэра, сына Гилада, сына Махира, сына Менаше, говоря: Отец наш умер в пустыне,.. но … сыновей у него не было. Дай нам удел среди братьев отца нашего» (Бамидбар: 27).
ПОЛОВИНА КОЛЕНА
Обратили ли вы внимание на один любопытный факт: к какому колену принадлежали дочери Цлафхада? К колену Менаше. Случайно ли это?
Когда люди колена Реувена и Гада просили Моисея позволить им поселиться не в стране Израиля, а за Иорданом, то, в конце концов согласившись, Моисей почему-то также дает эту землю половине колена Менаше.
Действительно, почему половине? Потому, что Моисей опасается, чтобы территориальная отдаленность от народа не привела в конце концов к отчужденности и расколу в народе Израиля. Потому Моисей хочет, чтобы колено Менаше играло роль некого моста, соединяющего обе стороны Иордана. Почему именно Менаше?
В этой связи важно обратить внимание: Тора подчеркивает, что Менаше сын Йосефа. Несмотря на то, что Йосеф растил своих детей в Египте, ему все же удалось вырастить их евреями, любящими и мечтающими об Израиле. Йосеф попросил детей похоронить его в стране Израиля.
Не случайно, благословляя своих детей, мы желаем им, «чтобы Всевышний сделал их подобными Эфраиму и Менаше».
Остается лишь пожелать, чтобы и нынешнее поколение евреев удостоилось вырастить своих детей евреями, любящими свой народ, свою землю. И чтобы никакие размежевания не привели к размежеванию между евреями.