Ветер мчится — хо-хо-хью! —
Прямо в Калифорнию.
Сакраменто — край богатый:
Золото гребут лопатой!
Эти слова из песни американских золотоискателей позапрошлого века Джек Лондон поставил эпиграфом к рассказу «На берегах Сакраменто». Сегодня эти слова не потеряли актуальность, но несколько в ином смысле. Золото в столице Калифорнии лопатой гребут мошенники, говорящие по-русски.
В конце октября газета Sacramento Bee написала, что «федеральные правоохранители проводят расследование обширного мошенничества с ипотеками, жертвами которого стали десятки членов местной русско-американской общины». Газета сообщила, что с мая присяжные большого жюри федерального суда Восточного округа Калифорнии передали для слушаний три дела 19 русскоязычных жителей района Сакраменто, обвиненных в мошенничестве с моргиджами на общую сумму больше 12 млн долларов.
Последнее обвинение было предъявлено 25 октября, и в федеральной прокуратуре говорят, что в ближайшем будущем последуют новые и новые, поскольку, как изящно выразился помощник прокурора Стивен Лэпэм, «эти дела растут из одного расследования». Занимаются этим уже больше года ФБР и следственный отдел федеральной налоговой службы IRS, которой в Америке боятся куда больше. Судя по фамилиям подсудимых, все они выходцы с Украины, но все равно проходят как «русские» американцы.
Аферы с ипотеками в Сакраменто ничем не отличаются от наших, нью-йоркских. Подставные покупатели недвижимости, которых в США называют «соломенными», получают в банках деньги на покупку, сообщая ложные данные о своих местах работы и доходах, а затем перестают выплачивать полученный заем. Кредитор — будь то банк или компания — забирает дом, который уже не стоит выданной ипотеки, и продает, теряя на этом деньги. Большинство обвиняемых в этих делах, написала «Пчела Сакраменто», иммигранты из бывшего Советского Союза, а некоторые из них друзья или даже родственники потерпевших.
Одним из обвиняемых стал 33-летний Петр Кузьменко из Вест-Сакраменто, с мая попавший в два дела. Как и большинство участников ипотечных афер, Кузьменко давно живет в Америке по гринкарте, а вместе с ним по последнему обвинению идут 41-летняя Ольга Паламарчук из Ранчо-Кордова, 40-летний Петр Бондарук из Сакраменто и его 32-летняя подруга Вера Жирий. Все четверо не признают себя виновными.
Пять месяцев назад, а точнее 17 мая, федеральная прокуратура Восточного округа Калифорнии в Сакраменто обвинила Петра Кузьменко в мошенничестве и в причинении ущерба на сумму больше 9 млн долларов. Вместе с ним были обвинены его сестры Вера и Надежда Кузьменко, Вениамин Маркевич, Эдвард Шевцов, Сергей Близенко, Ваник Атоян и американец Аарон Нью.
В обвинении утверждалось, что сестры Кузьменко с декабря 2006 по сентябрь 2007 года с помощью «соломенных» покупателей искусственно завышали стоимость продаваемых домов под предлогом сделанных там ремонтных работ или других улучшений — например, переделки бассейна или благоустройства участка. Петру Кузьменко в Сакраменто как раз принадлежит компания по устройству и ремонту бассейнов Pete’s Pool Service. Для достоверности были созданы подставные фирмы, которые предоставляли липовые накладные за работы, которых не было. В результате продажная стоимость домов возрастала, а прибыль участники сговора делили между собой.
После ареста Веры Кузьменко судья постановил держать ее в тюрьме без права освобождения под залог, так как ранее она купила авиабилет в Киев. Наде Кузьменко разрешили выйти на свободу под залог в четверть миллиона долларов. Адвокат сестер настаивал на их невиновности, объясняя, что в период, когда рынок недвижимости был разгорячен, многие агенты просто не успевали тщательно прорабатывать документы и проверять все должным образом.
Сейчас Майкл Честейн, адвокат Петра Бондарука, кардинально изменил линию защиты и спросил у судьи-магистрата Эдмунда Бреннана, на каком основании его клиента обвиняют в продаже недвижимости больше четырех лет назад. По словам адвоката, сейчас рынок недвижимости не активен, а пассивен, и банки забирают дома из-за трудного экономического положения, а не злого умысла. «Если бы рынок [недвижимости] не обрушился, — сказал Майкл Честейн в суде, — этой проблемы не было бы».
Прокуратура считает иначе, и в обвинении объясняет, что Ольга Паламарчук работала в кредитной компании Capital Mortgage Lending Inc., где занималась выдачей ипотек, и в 2006 году поручила Петру Бондаруку купить два дома в районе Antelope, указав в его заявлениях на стопроцентное финансирование ложные сведения о доходе и месте работы. Имя продавцов домов в обвинении не указано, зато указано, что Бондарук заплатил Петру Кузьменко и его Pete’s Pool Service 32 378 долларов за ремонты и переделки, которые на самом деле не проводились.
Вера Жирий получила в банке 100 тыс. долларов, чтобы расплатиться с незаконно полученным вторым моргиджем за один из домов в Antelope. В новом обвинении сказано, что с 2006 по 2007 год мошенники получили больше 16,3 млн долларов на покупку 14 домов. Позже кредиторы были вынуждены продавать эти дома, потеряв на этом около 9,6 млн долларов.
Предъявленные обвинения в мошенничестве с банками и с помощью почты грозят лишением свободы на срок до 30 лет по каждому эпизоду, и таких эпизодов пока 14, хотя помощник федерального прокурора Доминик Томас заверила, что против Петра Кузьменко в ближайшие месяцы появится что-нибудь еще.
Это обещание подтвердилось 3 ноября, когда присяжные большого жюри в федеральном суде предъявили обвинения Кристине Атоян, Мартину Атояну, Марату Галояну и Жоре Дармояну — армянскому крылу украинской группы, в которую до сих пор входил только Ваник Атоян. Эти четверо были «соломенными покупателями» недвижимости, которые по рекомендациям и при помощи Веры Кузьменко обманом получили ипотеки на общую сумму полтора миллиона долларов и купили в Сакраменто четыре дома.