Левый марш в парке Зукотти

Несмотря на шум, вонь и грязь, которые они там развели, живется захватчикам Зукотти-парка более чем привольно

– Да на что я вам наконец, черт! — вскричал в решительном гневе и изумлении Ставрогин. — Тайна что ль тут какая? Что я вам за талисман достался?
– Слушайте, мы сделаем смуту, — бормотал тот [Верховенский. — А.Г.]… — Вы не верите, что мы сделаем смуту? Мы сделаем такую смуту, что все поедет с основ.
Ф.М. Достоевский. Бесы

C середины сентября у нас в стране проходят массовые акции протестов, которые с известной натяжкой можно назвать «“Арабской весной” американской осенью». Объединенные телефонными текстовыми посланиями и компьютерными электронными письмами, сотни людей собираются в толпы и протестуют против «финансового терроризма», алчности корпораций и сокращения бюджетных расходов на социальную сферу. Самым приметным стало движение «Захватим Уолл-стрит», участники которого пока захватили Зукотти-парк в Нижнем Манхэттене, совершая оттуда многолюдные агитвылазки.
Полиция скорее охраняет их от города, чем город от них, хотя 25 сентября среди двух тысяч пришедших к зданию управления нью-йоркской полиции было арестовано около 80 демонстрантов, а 1 октября — более 700 из толпы на Бруклинском мосту. Арестованным надевали пластмассовые наручники, отвозили в участки, обвиняли в нарушении общественного порядка и отпускали. Инспектор полиции Энтони Болонья дерзнул применить против группы непослушных демонстранток переч­ный газ и проклинает тот день, за который его ославили в СМИ, затаскали по служебным расследованиям и лишили 10 дней оплаченного отпуска. Одна из «проперченных», 24-летняя Кэйли Дедрик из Манхэттена, уже обратилась в районную прокуратуру с требованием отдать Болонью под суд за нанесение ей телесных повреждений.
«Это не акция против нью-йоркской полиции, — говорят о себе захватчики парка Зукотти, — это демонстрация 99% против 1% власти». Несмотря на шум, вонь и грязь, которые они там развели, живется захватчикам более чем привольно. Постепенно движение «Occupy Wall Street» приобрело аббревиатуру ОWS и стало оформляться в организацию. Лидерами ОWS, которые просят называть их «пособниками» (facilitators), стали 23-летняя Николь Карти, в прошлом году окончившая Брауновский университет в штате Род-Айленд, и 39-летний ветеран студенческих протестов против нарушения прав человека в Тибете, который проходит под псевдонимом Хан Шан.
Пресс-секретарем ОWS называют 23-летнего безработного с университетским дипломом Патрика Брюнера из бруклинского района Бедфорд-Стайвесант, а его помощником стал израильтянин Коби Сколник. Финансовое обеспечение ОWS получает от множества анонимных благотворителей через вашингтонский Союз за всемирную справедливость (Alliance for Global Justice), и на счетах «захватчиков Уолл-стрит» в нью-йоркских банках Amalgamated Bank и People’s Federal Credit Union скопилось около 300 тыс. долларов. Один из «пособников» сказал репортеру New York Post, что они планируют собрать миллион долларов и открыть постоянную штаб-квартиру в районе Челси.
На еду ОWS тратит полторы тысячи долларов в день. На эти деньги каждый вечер в Зукотти-парк грузовиком доставляют больше тысячи порций ужина, который готовит в бруклинской «кухне для бедных» 38-летний Эрик Смит, бывший шеф-повар ресторана в манхэттенском отеле Sheraton. Сердобольный Роберт Йегане с Лонг-Айленда, владелец обувного магазина LoveMyShoes, пожертвовал обитателям парка четыре тысячи пар обуви не уточненного качества. Другие, но безымянные благотворители присылают в Зукотти-парк компьютеры и другую оргтехнику. Магазин ShopRite прислал 12 ящиков питьевой воды, а компания American Apparel — 10 ящиков одежды, в основном куртки и фуфайки с капюшонами. Присылают спальные мешки, сотовые телефоны, витамины и даже жидкость для промывания контактных линз. 20 октября к Зукотти-парку подъехал внедорожник «Мерседес», и 57-летняя Бриджит Воссе, дизайнер моды и бывшая жена финансиста с Уолл-стрит, выгрузила 11 раскладушек и пять больших зонтов. Все это добро хранится на арендованном складе, которым заведует 22-летний Джастин Стрекал, студент Университета штата Огайо в Кливленде.
Кто же они, «захватчики Уолл-стрит», которых называют неудачниками, но жалеют не столько их, сколько самих себя, так как неудачницей становится вся страна? Судя по крикам и плакатам обитателей Зукотти-парка, они должны входить в 99% бедняков, которых бессовестно обирает 1% богачей. Ветеран опросов общественного мнения от Демократической партии Дуглас Шон решил выяснить, так ли это и вообще, чем социально и политически дышит эта братия. Проведенный на лавках и газонах парка опрос 198 «захватчиков» дал впечатляющие результаты, которые появились в газете Wall Street Journal под заголовком «Леваки идут не в ногу с большинством американских избирателей».
Опрос установил, что в парке собралась не только оголтелая молодежь. Хотя 49% опрошенных были в возрасте до 30 лет, больше 28% оказались сорокалетними и старше. Одна треть назвала себя демократами и почти столько же заявили, что не относятся ни к какой политической партии. Республиканцев в Зукотти-парке не оказалось ни одного. «Подавляющее большинство демонстрантов, — написал Дуглас Шон, — фактически работают», но безработных среди них 15%, тогда как в целом по стране их 9,1%. К тому же 18% «захватчиков» сообщили, что они работают неполный день, то есть число нетрудоустроенных и «недотрудоустроенных» обитателей Зукотти-парка составляет 33%. По данным Министерства труда за сентябрь, граждан, которые прекратили искать работу или не могут найти работу на полный рабочий день, в стране 16,5%, то есть вдвое меньше, чем в Зукотти-парке.
Дуглас Шон пишет, что «подавляющее большинство демонстрантов в 2008 году поддерживали Барака Обаму», но, по его же данным, в 2008 году голосовали только 58% опрошенных в парке, хотя 78% из них действительно отдали голоса первому темнокожему президенту. Тем не менее, в общем получается, что за Обаму три года назад голосовали только 42% собравшихся «захватить Уолл-стрит» осенью 2011-го. В целом по стране сейчас за избрание Обамы на второй срок готовы голосовать 48%, а против — 51%. На вопрос, следует ли поднять налоги с самых богатых американцев, больше трех четвертей «захватчиков» ответили, что следует. На вопрос, нужно ли увеличить налоги со всех трудящихся, 58% ответили «нет».
Опросчик Дугласа Шона поинтересовался целями, ради которых обитатели Зукотти-парка явились туда. 35% заявили, что своим протестом хотят «повлиять на Демократическую партию так же, как Чайная партия повлияла на республиканцев. 9% готовы рвать глотки за «усиление и мобилизацию» движения Progressives United, созданного сенатором-демократом Рассом Файнголдом для борьбы с давлением корпораций на политику. 4% высказались за радикальное перераспределение благосостояния американцев, а 5% заявили, что пора провести кардинальную налоговую реформу и ввести единый подоходный налог. 11% хотят покончить с практически двухпартийной системой; 4% против существующей в США системы «демократического капитализма»; 4% за немедленный вывод наших военных из Афганистана и 8% не знают, за что они и против чего.
В общем, подводит итог Wall Street Journal, в Зукотти-парке собралась нетипичная Америка — безработных и «недотрудоустроенных» там вдвое больше, чем в стране; к Обаме они относятся от прохладцы до теплоты, но в большинстве за него и единогласно требуют увеличить налог с богачей. Но самая массовая и оформленная их цель — создать на левом фланге американской политики такое же популистское движения, как Чайная партия на правом. «Движение OWS демонизирует большие банки, крупные корпорации и капитализм в целом, — написал обозреватель консервативной Washington Times Джеффри Кунер. — Его цель — перевернуть структуру американской экономики. Протестанты призывают к перераспределению благосостояния, вычетам с банковских прибылей и крупному увеличению налогов с богатых. Многие требуют социальную революцию — конфискации частной собственности и национализации экономики. Это наследники Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина. Их цель водрузить над Америкой серп и молот». Что ж, если следовать Достоевскому, чистые бесы, которых Кунер даже назвал «шоковыми войсками президента Обамы», выходят на улицы.
«Бесов», как их изобразил Достоевский, среди «захватчиков Уолл-стрит» мало, но бесовство заразительно, и в парке бьют барабаны, бренчат гитары, звучат песни и речи, да так, что уровень шума был зафиксирован в недопустимые по городским законам 117 децибел, так как от 110 децибел можно оглохнуть. Местные жители все больше остывают от восторга к искателям справедливости и жалуются на невыносимые и антисанитарные условия.
Депутат горсовета Маргарет Чин сказала, что она и многие манхэттенцы поддерживают цели движения «Захватим Уолл-стрит», но при этом хотели бы по ночам спать. Один житель района рядом с Зукотти-парком пожаловался репортеру городского телеканала NY1, что «захватчикам» не хватает туалетов и они справляют нужду прямо на улицах.
Эти и другие жалобы поступают в местный орган власти — Совет общины №1, где пока решили, что демонстранты имеют право на протест. «Нам было важно поддержать одну из основных свобод в нашей стране, — объяснила член совета Джули Менин, — но в то же время отметить права местных жителей и владельцев мелких бизнесов, поскольку оба эти права отнюдь не исключают друг друга». В свое время этот же совет практически единогласно решил, что рядом с местом, где стояли разрушенные исламскими террористами небоскребы-близнецы, можно построить мечеть.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора