Логика внучки

Недавно моя трехлетняя внучка разгадала великую тайну деторождения. Ее разгадка восхитила меня своей логичностью.
«Девочек рожают мамы, а мальчиков — папы», — поняла она. Действительно, и ее, и ее младшую сестренку родила мама. Внучка уже усвоила всеобщий принцип симметрии — посмотрите на лица, как они симметричны. Так что, если девочек родила мама, мальчики остаются папам.
Конечно, если заглянуть внутрь человека, симметрии там уже нет — сердце слева, печень справа. Но это от глаз скрыто. Мне представляется, что логичность восприятия мира ребенком и последующее разочарование этой простой логикой символично для нашего познания мира. Динамика здесь такая: шаг за шагом мир открывается нам, и к двадцати годам нам кажется, что мы его поняли. Потом, если нам повезло, мы продолжаем развиваться и к сорока годам видим уже другую картину. Эта динамика совпадает с известной формулой: если в двадцать лет человек не социалист, то у него нет сердца, но если он социалист в сорок — у него нет ума.
Два года назад меня попросили что-нибудь рассказать студентам нью-орлеанского университета Тулейн, собравшимся на шаббат. Я рассказал о жизни в СССР: бесплатное медицинское обслуживание, бесплатная учеба со стипендиями студентам, бесплатные квартиры от государства с символической квартплатой. Ребятам показалось, что я рассказываю о рае. Но та жизнь, пытался я им безуспешно объяснить, была куда ближе к аду.
Программа нынешнего социального движения «Захватим Уолл-стрит», в основном, молодых людей, в тех редких случаях, когда сформулирована (обычно из интервью «захватчиков» понять, чего они хотят, невозможно), сродни описанному мной студентам Тулейна раю-аду. Это: бесплатные образование и лечение, прощение всех долгов, строгий государственный контроль над корпорациями и банками, уравнение граждан в доходах. Демонстранты готовы наделить государство властью отобрать излишки у богатых и поделить их среди бедных, то есть поменять свободы — экономическую и идеологическую — на «социальную справедливость».
Очень привлекательная программа. Для тех, кто не жил в СССР. И не знает цену социалистическому раю-аду. Маргарет Тэтчер когда-то сформулировала трудности с перераспределением: «Проблема социализма заключается в том, что у вас вскоре кончаются чужие деньги». А Игорь Бирман с Валерием Чалидзе назвали книгу о социализме «Экономика недостач».
Мой отец, хороший инженер, всю свою жизнь работал на заводах и получал примерно 2% того, что получал бы за такую же работу в Америке. Да и на эти жалкие 2% не мог ничего купить, потому что государственным предприятиям не удавалось толком ничего, кроме танков, произвести. И покинуть тот рай-ад было невозможно — границы были на замке.
Идеи «Захвата Уолл-стрит» пришли из либеральной университетской «науки», в которой Маркс и неомарксисты — апостолы. Эта «наука» определила идеологию либерального крыла сегодняшней Демократической партии. Такие ее лидеры, как бывший спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси и бывший губернатор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер поддержали «захватчиков Уолл- стрит». А идейным вдохновителем движения явился духовный последователь неомарксиста Сола Алянского Б.Х. Обама, обвинивший во всех сегодняшних экономических бедах Америки «жирных котов» с Уолл-стрит. «Хоть некоторые сомневаются в могуществе самого известного в нации общественника, печальная правда заключается в том, что движущая сила этого движения — не кто иной, как «председатель» Обама… он пытается раздуть пламя революции с того дня, как прибыл в Белый дом», — пишет Роберт Рингер в статье от 18 октября. А Washington Post заключает: «Президент Обама и его команда решили превратить общественную ярость по поводу Уолл-стрит в центральный принцип стратегии переизбрания».
Чарльз Краутхаммер 14 октября в этой же газете так объясняет новую предвыборную стратегию президента: «Не хнычь, обвиняй. Атакуй. Осуждай. Обличай. Кого? Богатых — и их республиканских защитников — за разрушение Америки.
Без банков нет кредитов. Без кредитов нет бизнесов. Без бизнесов нет работы.
Что за программа у «захватчиков Уолл-стрит»? Съедим богатых. И что потом? Так далеко не загадываем.
Нет «послеобеденных» планов. Да это и не важно. Речь идет не о программах или политике, а о поисках козлов отпущения. Провалившаяся администрация пытается спасти себя, обвинив в своих проблемах и провалах классовых врагов, превратив предстоящие выборы в ярость против «злодеев».
От Сената и до «улицы» это срабатывает. Обама слишком умен, чтобы не понимать, какие инстинкты он будит. Но это дает ему шансы быть переизбранным, а о другом он не заботится».
Владелец «заводов, газет, пароходов» Мортимер Цукерман долго поддерживал Демократическую партию. В интервью для WSJ 14 октября он высказал похожую мысль: «Демократы чувствуют, что политика этого правительства провалилась. То, что они говорят об Обаме, когда тот не присутствует в комнате, поражает… реальная безработица в Америке сейчас — 20%… Дверь для движения «Захватим Уолл-стрит» была открыта администрацией Обамы… порывы пламени злости этого популизма направляют людей друг на друга и очень опасны для этой страны».
Так почему столь легко удается Обаме перенаправить ярость молодых людей, обескураженных жалким положением управляемой уже три года Обамой американской экономики, против капитализма, создавшего за два столетия богатства Америки? «Захватчики Уолл-стрит», похоже, обладают уровнем логики моей трехлетней внучки: «Если деньги банков, корпораций и богачей поделить, все станут богатыми».
Увы, опыт советской жизни говорит нам другое: если покончить с богатыми, все станут бедными.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,56 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора