Окончание. Начало в №1011
Случается, нам причиняют такую боль, что мы просто не в состоянии простить даже в том случае, когда обидчик раскаивается и приходит к нам за прощением. Что делать тогда? Ведь прощение обязательно должно быть чистосердечным.
Еврейская традиция (правила очищения от ошибок, допущенных в отношениях между людьми, детально описываются в Кодексе еврейских практических законов — Шульхан Арухе, в разделе «Орах Хаим», гл. 606, с комментариями Мишне Берура) предусматривает и такие ситуации. В наших книгах читаем: если ты не готов простить человеку обиду сейчас, когда он пришел к тебе с повинной, попроси его прийти, скажем, через неделю (или, допустим, через месяц). Впрочем, срок можно и не определять. Важно лишь осознавать, что за период «отсрочки» тебе надо погасить в себе обиду и подготовиться к тому, чтобы простить человека, который причинил тебе боль. В Талмуде (трактат «Йома», лист 87) сказано: если обидчик искренне попросил у тебя прощения второй раз, а потом и третий, а ты так и не нашел в себе силы от всей души простить его, он считается прощенным, а вина его перекладывается на тебя.
Несомненно, существуют и некоторые исключения из этого правила, когда еврейский закон вообще не требует, чтобы мы прощали. Нельзя, например, простить убийство (еще и потому, кроме всего прочего, что, по закону еврейской традиции, право прощать дается лишь тому, кто сам пострадал в результате преступных действий). Или если кто-то, скажем, распространил о тебе нелестные слухи (лашон а-ра), изменившие отношение к тебе настолько, что это имело для тебя серьезные негативные последствия, ты, по еврейскому закону, не обязан прощать этого человека. Однако наши Учителя положительно оценивают поведение того, кто даже при таких обстоятельствах сумел справиться с обидой и простил.
Если нанесен ущерб нашему имуществу, по еврейскому закону виновник должен компенсировать этот ущерб. Учителя подчеркивают, что дело тут не только в правах на собственность. Возмещение ущерба призвано вернуть пострадавшему духовную цельность. Так же и в умении прощать и просить прощения заложен более глубокий подтекст. Овладевающий этой наукой учится лучше понимать других людей, сочувствовать и сострадать им…
Ами Х. ЛЕДЕРМАН
Перевод с английского