Одно из отличий нашего народа от всех остальных — мы знаем нашу родословную. Нам знакомы не только духовные открытия наших великих праотцев, но и их жизненные обстоятельства, как то непростые отношения праматери Сарры с наложницей Агарью, непонимание между Ицхаком и Ривкой, соперничество сестер — жен Яакова. Все это важно для нас, как каждое слово в Торе.
Вроде бы мы мало знаем о женах сыновей Яакова, оснований двенадцати колен Израиля. Я думаю, однако, что драматичная история этих жен нам тоже сообщена.
Особую роль для нашего народа играл в древности город Шхем. Здесь оставили Авраам и Сарра при входе в Ханаан «души, созданные ими в Харане», своих учеников, и дальше перемещались в компании только племянника Авраама Лота. Пол Джонсон в своей «Истории евреев» пишет: «Насколько нам известно, Шхем находился под контролем израильтян-евреев на протяжении всего пребывания их сородичей в египетском рабстве. Какие-либо упоминания о его взятии во время завоевательной войны Иегошуа отсутствуют; однако известно, что, как только израильтяне-захватчики вторглись в холмы к северу от Иерусалима, они возобновили церемонию завета в Шхеме — том месте, где в ней впервые участвовал Авраам. Подразумевается, что к этому моменту Шхем уже был, причем давно, в руках людей, которых израильтяне считали своими единоверцами и братьями по крови. Таким образом, Шхем был, в некотором смысле, первой главной святыней и столицей израильского Ханаана». Умирая, Яаков завещал Шхем своему любимому сыну Иосифу: «Я даю тебе удел… который я взял у аморея мечом моим и луком» (Брейшит, 48:22). Поэтому в Шхеме евреи похоронили, вернувшись из Египта, останки Иосифа.
В Шхеме, возможно, из-за связей с его жителями со времен Авраама, остановился Яаков, возвращаясь со своей семьей в Ханаан из Арама. Однако события тогда приняли драматичный оборот. «Шхем… сын Хамора, вождя той страны, взял ее [Дину — дочь Яакова] и изнасиловал… и прилепился он сердцем к Дине…» (34:2–3). Хамор отнесся к происшедшему буднично и по-семейному. Он предложил семье Яакова: «Отдайте ее [Дину] в жены ему [Шхему]! …дочерей ваших будете отдавать за нас, а наших дочерей будете брать себе» (34:8–9). Евреи не могли принять этику Хамора, сделав изнасилования допустимыми. Проведя блестящую военно-политическую интригу, «взяли два сына Яакова Шимон и Леви, братья Дины, каждый свой меч и вошли уверенно в город и перебили всех мужчин» (34:25). Два юноши победили целый город! Братья же Шимона и Леви «всех детей их (шхемцев) и жен их пленили» (34:29).
Итак, сыновья Яакова оказались владельцами значительного числа шхемских девочек и женщин. Могли ли и должны ли были братья жениться на дочерях Шхема, как предлагал Хамор («наших дочерей будете брать себе»)?
Женщины в ту пору являлись значительной материальной ценностью. Раб, по приказу своего господина Авраама искавший жену для Ицхака, «взял десять верблюдов… господина своего, и пустился в путь, а все добро господина его у него в руках» (24:10). Видно, к серьезной торговле готовился. Правда, часть цены — «кольцо носовое в полшекеля весом и два браслета на руки ей, весом в десять золотых» (24:22) — раб разумно заплатил непосредственно Ривке, вернув таким образом ценности в конце сделки в семью своего хозяина.
Яаков, в качестве выкупа за своих двух жен, работал 14 лет на своего дядю Лавана. Сыновья же Яакова захватили женщин как трофей.
Авраам запретил брать «сыну моему жены из дочерей кнаанеев, среди которых живу» (24:3). Это ограничение на уроженок Шхема, потомков пришельцев из Арама, не распространялось. Тора повелевает обращать рабов и рабынь в иудаизм, а девочек обеспечивать «супружеской близостью» или возвращать в дом отца. Возвращать, по помянутой причине, было некому.
Тора подробно описывает правила женитьбы еврея на приглянувшейся пленнице. И хоть дарование Торы от победы в Шхеме отделяло почти два с половиной столетия, праотцы наши уже старались соблюдать ее законы. А по этим законам пленницы Шхема в жены евреям годились.
Наконец, если не эти пленницы, непонятно, на ком в принципе могли бы жениться сыновья Яакова. Ведь «дочери кнанеев», среди которых они жили, были запрещены им постановлением Авраама.
У некоторых моих слушателей, которым я предлагал описанную версию нашего происхождения, она вызывала возражения этического свойства — перебить отцов, а потом жениться на дочерях. Но версия эта соответствует библейскому закону: мера за меру. В ответ на изнасилование Дины — браки в соответствии с законом.
В те времена принятых позже романтических ухаживаний — свиданий и романсов под балконами — еще не существовало. Вместо них практиковались покупка, даже в кругу семьи, как у Яакова с Лаваном, или захват. Во всех крупных галереях мира вы найдете не одно полотно известного художника «Похищение сабинянок», на котором будет изображено, как римляне, примерно через 1000 лет после шхемских событий, не имея моральных оснований, как сыновья Яакова, оставили город Сабины без их женщин.
Яаков поначалу был расстроен разгромом Шхема. «Вы меня погубили» (34:30), — сказал он своим сыновьям Шимону и Леви. Но в конце жизни, похоже, гордился захватом Шхема, «который я взял у аморея мечом моим и луком».
По ословскому договору Шхем, город у подножья гор Гризим и Эйваль, на которых наш народ перед завоеванием страны Израиля заключил в третий раз союз с Б-гом, место невероятной победы двух юношей над целым городом, местом завоевания жен для большинства основателей колен Израилевых, отдан в руки наших врагов. Религиозные евреи чувствуют святость этого места. Гробница Иосифа на окраине Шхема — место постоянного паломничества. Немало евреев из-за этого паломничества были убиты. Последняя жертва — 24-летний Бен-Йосеф Ливнат, отец четверых детей и племянник министра культуры и спорта Лимор Ливнат, убитый арабами 24 апреля этого года. В отличие от изнасилования Дины, это преступление осталось безнаказанным.