Пролог: Дисто́рсия (от лат. distorsio, distortio — искривление) — аберрация оптических систем, при которой линейное увеличение изменяется по полю зрения. При этом нарушается подобие между объектом и его изображением.
Я неслучайно выбрал такое заглавие для статьи, в которой хочу рассмотреть несколько материалов последнего выпуска журнала «5-е Измерение», издаваемого равом Эли Коганом, которого, при всей последующей критике, безусловно уважаю и «завидую белой завистью» самому факту издания им такого органа, распространяющего знания о еврействе в обеих общинах (журнал выходит в варианте с двумя сторонамим русской и английской, и безусловный плюс то что он в принципе существует, на мой взгляд даже это бесспорно лучшее подобное издание), и его писательским талантам, которые он, в отличие от некоторых, не зарывает в землю, а постоянно развивает и держит «в форме». Как человек, являющийся и «потребителем» такого рода лиетратуры, и немного причастный (хочется надеяться) к активному поиску правды вобще, и в еврейском её аспекте в частности, я считаю не только правом но и обязанностью делиться соображениями. А соображения эти накопились уже довольно давно, последний же выпуск «Измерения» дал мне импульс к их высказыванию.
Я рассмотрю три материала: «Неискренняя чистосердечность» авторства самого рава Эли, «Неортодоксальный иудаизм» рава Цви Фримана в переводе Александра Кагановского, и «Снова о сионизме» р. Джосефа Джейкобсона (последний, в силу своего размера и спорности выраженных там мнений, вероятно займёт львиную долю моей статьи). Итак:
«Неискренная чистосердечность» повествует о замечательной истории одного «русского» еврея, которому в своё время Любавический ребе «зажал» доллар, ради которого тот отстоял вместе с массой других посетителей в большой очереди, которые, как известно, часто выстраивались за аудиенцией к рав Шнеерсону. Рав Шнеерсон передумал давать «талисман»(прошу заметить: это слово специально взято мною в кавычки, чтобы кто не дай Б-г не подумал что я воспринимаю ХАБАД и другие еврейские религиозные течения на одном уровне с какой-нибудь магией Магриба или империи ацтеков!), когда узнал что посетитель необрезан. Чудесным образом, этот или похожий доллар всё-же достался герою рассказа, когда сатмарский хасид—организатор кейтеринга на свадьбе сына героя, заметив невесёлое выражение лица у долженствующего быть счастливым отца жениха, подарил ему зелёную банкноту, во исполнение пророчества (а как ещё это назвать?) Реббе о том, что «вы получите доллар когда сделаете обрезание».
Что мне не понравилось в этом повествовании, так сказать, «почесало поперёк шерсти»? Идея того, что человека можно выставить на фактический позор (а вообразите себе чувства человека, которому—одному из сотен!—отказали в том, что получают все, и это после долгого ожидания!), и оправдать это «высшим благом», «провидением» и т.д. Такая дрессировка чем-то напоминает даже, уж простите—ничего не могу поделать с рождающимися аналогиями— советское (официальное) мировоззрение, тоже требовавшее от людей недюжинной готовности переносить неприятности во имя высоких идеалов. Кстати, с полгода назад у меня в ЕМ была статья «Советское—значит отличное?», где я уже высказывал подобные наблюдения. И ведь что интересно: сегодня, некоторые люди в России на полном серьёзе даже Сталина сравнивают с «мудрым Моисеем», водившим некогда евреев по пустыне ради «закалки характера». «Гвозди бы делать из этих людей»— иногда, честно говоря, мне кажется что мировоззрение ортодоксального иудаизма, по крайней мере некоторых его течений, как-раз направлено на что-то подобное. Честно говоря, мне кажется нормальный человек после такого обращения со стороны человека известного, возможно даже великого, просто бы обиделся, и с полным правом—и возможно, ушел бы как кинимум из того движения религии, в котором его постигла такая история. То что наш герой этого не сделал—чрезвычайно похвально, но вот как мне кажется, при всём величии и проницательности (а то и просто пророческом даре, который вполне вероятно у ребе был), такое отношение к «простым смертным» мне не кажется достойным приведения в пример. Я понимаю что этот аспект—побочный и мало отношения имеет к собственно истории, расказанной в «Неискренней чистосердечности», но может быть и зря? Потому что, честно говоря, читатель может, как мне кажется, вынести из подобного сюжета не столько идею верности человека своей религии, или серьёзного отношения к её заповедям, особенно моральным, сколько идею что «великий» человек может обращаться с «обычными» как со своего рода пластилином, которому можно дать доллар, а можно и не дать, и тот не должен даже чувствовать обиду.
Перейдём ко второй части нашего исследования, к статье р. Цви Фримана «Неортодоксальный иудаизм», Начну с заключительного пассажа, который сам по ссбе мне кажется весьма спорным: «..заповеди укоренились в наших душах 3300 лет назад. Всё что нужно—это разбудить свою еврейскую душу с помощью небольшой порции сокровенной мурости Торы, нескольких хасидских историй и пары чудесных мелодий. И она оживёт и будет делать то, что что для неё естественно. Спонтанно. С радостью». Лет 10 назад, другой видный сегодня русский (даже российский) хабадский раввин, сказал мне и паре бывших рядом других людей, что многие ошибочно полагают, что иудаизм действует по принципу «намазал булочку мёдом, сказал броху и поехал как по маслу» (кстати, любопытно отметить что сейчас у нас как-раз время такого «намаза», и похоже мне эти слова вспомнились очень кстати). На самом же деле, по его мнению, по крайней мере тогдашнему (и если я его верно понял), иудаизм это «кровь, пот и слёзы»(или, если кому больше так нравится, «огонь, вода и медные трубы»), а потом уж радость. Откровенно говоря, я хоть и всегда чувствовал тягу к поиску справедливости, правды и т.д., но никак не могу сказать что знакомство с еврейскими традициями, начатое около 20 лет назад, пробудило у меня какую-то особую искру, которая б заставила петь, плясать или убеждённо признавать что «да, это именно то ЧТО и КАК я подспудно мечтал делать всю прежнюю жизнь». Скорее наоборот, было чувство когда удивления, когда растерянности, а когда даже изначального отторжения, и исполнять заповеданное зачастую и по сей день приходится «через силу». Просто, как в том анекдоте, «все говорят дома нет места, стоит дорого, пахнет плохо—А ТЫ КУПИ СЛОНА!». Но «слон» слоном, а радоваться музыке, к примеру, лично я привык под несколько другие ритмы, и хасидские напевы, при всей их красоте, лично у меня далеко не на первом месте в моём воображаемом айфоне (реальным, увы, не располагаю). Что до премудрости, то конечно у нас евреев она огромная, но есть ведь ещё и Аристотель с Конфуцием (некоторые даже утверждают что иудаизм и в частности Талмуд и Рамбам многое у первого взяли)..
Но разберём и другие моменты в изучаемой статье. Автор гордится тем что «быть евреем значит быть бунтарём». Это похвально, и факт в том что многие революционные движения всех мастей и во многих сферах жизни, были начаты или развиты евреями, но насколько знаю я, ортодоксальный иудаизм как-раз бунтарство-то осуждает! Например, сионизм многими осуждается именно за якобы «бунт против Б-га, Торы и т.д.»—само по себе крайне спорное мнение, и мы по нему ещё пройдёмся в следующем, третьем материале. Идея подчинения «вохрям враждебным», за исключением разве что если приходится выбирать между оскорблением собственных святынь и сохраниением жизни(опять «гвозди!»), одна, по моему лично наблюдению, из центральных в ортодоксии, и кстати, ничем не отличается от схожей идеи в других религиях.
Спорно звучит заявление что «в конце концов, все пришли к тому что приняли наш еврейский образ мышления»— есть немало признаков того что скорее МЫ приняли образ мышления окружающих, особенно в Западном мире, настолько что стали едва ли не главными и наиболее убеждёнными его носителями. Что представляет из себя «идейный хребет» тех же нынешних США с Европой— «иудео-христианство», или же наоборот, «христиано-иудейство»—большой вопрос, особенно если смотреть на современный Израиль, крайне сильно «разбавленный» либерализмом, к вящему неудовольству многих «патриотов Торы».
Дежурные «наезды» на ООН, якобы осуждающую евреев за само желание жить, и Наполеона, которого якобы кое-кто из подвластных ему раввинов объявил Мессией (интересно б знать кто именно, да и если на то пошло, разве не считали некоторые Мессией персидского царя Кира, вернувшего евреев на Родину?), пожалуй в особо подробном изучении не нуждаются: осуждение всего и вся, в том числе тех людей, организаций и т.д. которые хотябы в какой-то момент своей истории приносили евреям пользу, уже к сожалению стало традицией в работе популяризаторов еврейства. Как по мне, это ошибка: надо бы больше упора делать на то, как хорошо, привлекательно и правильно быть евреем (не забывая, конечно, о сопутствующих труднистях), и меньше на то какие плохие ООН, Франция, Англия или Украина с арабами. Иначе, боюсь, на одном негативе и мироощущении угнетаемого меньшинства удержать людей слишком долго будет невозможно (я уже знаю пар услучае когда стремление к более «гармоничной» с остальным миром вере приводило людей через иудаизм кого к католичеству, кого к православию, кого к буддизму а кого даже—НЕ ПОВЕРИТЕ!- прямиком в ислам! Не говоря уж о том, сколько талантливейших евреев было потеряно для своего народа на рубеже 19-20 веков, когда они косяком шли в социалисты и прочие.
В любом случае, лично мне не кажется что приводимые в анализируемых статьях доводы могут десйтвительно накрепко привязать чековека именно к иудаизму. Осмысляя их критически, в них можно найти массу «дыр»; но кроме того, «конкурирующие фирмы»—хирстианство, ислам, даже светская иделогия—часто выставляют себя наследниками именно еврейских идей, заявляя что «да, иудаизм это корень, но мы—его продолжение и развитие». Кстати, в статье Фримана проводится сравнение харедим с хиппи, назвавших себя с подачи какого-то ненавистника «фриками», то есть «уродцами». Но разве тех же христиан в Риме не считали такими же «грязными ленивыми уродцами», и не кидали на съедение львам в перерывах между матчами легионеров? Здесь жертвенность и «изгойство» не слабее наших, еврейских—так что, мне теперь сделаться христианином только поэтому?
Продолжение следует..